«Усадьба. Джаз» — 2008

«Усадьба. Джаз» — 2008

Роман Сысоев  

05 июня 2008 года

Фрагменты пресс-конференции, посвященной главному джазовому событию лета — пятому международному фестивалю «Усадьба. Джаз».

В конференции приняли участие:

Мария Семушкина, генеральный директор агентства «АртМания»
Игорь и Олег Бутманы, тенор-саксофонист, участник фестиваля
Анатолий Кролл, пианист, дирижер, композитор, руководитель биг-бэнда
Алексей Козлов, саксофонист, руководитель группы «Арсенал», участник фестиваля
Алекс Ростоцкий, басист, композитор и аранжировщик, участник фестиваля
Валерий Марьянов, бессменный ведущий фестиваля
Вадим Капустин и группа «Triangle Sun», участники фестиваля
Лев Слепнер, руководитель проекта «Marimba Plus», участник фестиваля
Юрий Льноградский, член экспертного совета конкурса молодых исполнителей
Владимир Владимирович Длугач, директор музея-усадьбы «Архангельское»
Елена Малашонок, музыкальный директор агентства «АртМания»

Владимир Длугач, директор музея-усадьбы «Архангельское»

Почти 6 лет назад ко мне привели девушку по имени Маша, скромную, но с невероятными амбициями, которая предложила, казалось, безумную идею — провести в музее-усадьбе Архангельское джазовый фестиваль. Я сам любитель этого вида искусства и мне чрезвычайно важно было вернуть в усадьбу жизнь, которой там не было 20 лет, потому я и решил пойти на эксперимент. О чем, кстати, в первые месяцы нашего сотрудничества неоднократно пожалел, поскольку противников этого начинания тогда было больше, чем сторонников. Они аргументировали свое неприятие тем, что мы вмешиваемся в высокую культуру и разрушаем усадьбу и так далее. Хотя, на мой взгляд, и на взгляд моих единомышленников, усадьба — это то место, где должна быть жизнь, и где вполне могли бы быть представлены все виды искусства и джаз — как один из высоких видов искусства. Кому-то это тогда показалось странным, но публика, пришедшая на наш первый фестиваль, оказалась соответствующей статусу музея. Это было удивительно: все ходили по тропинкам, не забирались на скульптуры и так далее. Было, как говориться, «все чинно и благородно». Так мы согласились и на второй фестиваль, а в этом году встречаем уже 5-й. Я надеюсь, что усадьба станет некоей джазовой Меккой и выйдет на мировой уровень. Что также придаст и музею новый уровень, пойдет ему на пользу.

Игорь Бутман, тенор-саксофонист, руководитель биг-бэнда, композитор:

Первое моё выступление на этом фестивале прошло в 2005 году, когда вместе с пианистом Николаем Левиновским и Борисом Козловым, мы с братом Олегом играли квартетом. В этом году мы вновь выступаем вместе с братом и нам очень приятно принимать участие в этом фестивале (Игорь Бутман и Олег Бутман с проектом «Jazz Passion»& Ty Stephens, (вокал, США). Я очень рад, что появился такой фестиваль на открытой площадке, его можно сравнить по размерам и масштабам с Ньюпортским джаз-фестивалем и знаменитым джазовым фестивалем в Монтрё. И даже быть может здесь больше джаза, чем во многих фестивалях, которые называются джазовыми. Поэтому и в этом году мы вновь выступаем. Много замечательных людей, замечательное место, хорошая погода. Машины поставить негде.

Владимир Длугач:

По поводу погоды. В Архангельском всегда, когда какое-то хорошее дело — хорошая погода!

Алексей Козлов, саксофонист, руководитель группы «Арсенал»:

Для моей группы очень удачно то, что фестиваль совпадает с началом нашего юбилейного тура и является первым концертом в нем. Именно 14 ноября 1973 была основан джаз-рок ансамбль «Арсенал» и в этом году ему 35 лет. Дело в том, что сама идея такого многостилистического фестиваля в котором нет шовинизма — «это джаз, это не джаз» -замечательна. Я дожил до времен, когда музыканту не ставят в упрек, что он играет не джаз, что он «продался в попсу». А ведь когда мы только начинали, на меня сыпались такие обвинения. Меня ругали за то, что я продался, что я играю «какой-то рок». До сих пор, кстати, очень многие джазмены всё, что связано с бас-гитарой и с электрическими инструментами называют рок-н-роллом. Это такой шовинизм! И я очень рад, что мы этот шовинизм изжили, и что я приложил к этому руку — к созданию первого в Советском Союзе профессионального джаз-рок ансамбля. Это принесло плоды — расшатало устои в голове у многих, хотя и не у всех. Я с удовольствием отмечаю, что фестиваль не джазовый — он музыкальный, в котором участвуют музыканты, в нем будут участвовать импровизаторы в самых разных стилях. К чистому джазу сейчас причислить кого-либо трудно, понятие «джаз» превратилось в абстракцию…

В юбилейном выступлении в Архангельском «Арсенал» представит программу, в которой мы покажем всё, что мы играем — из самых разных областей музыки.

Алекс Ростоцкий, басист, композитор и аранжировщик:

Присоединяюсь ко всем музыкантам, которые уже высказались сегодня. Я вспомнил как давно, когда я немножко жил в Голландии, я переживал, что в России не было открытых фестивалей под солнцем, чтобы публика могла приходить в casual и стелить коврики, брать с собой детей, расслабляться. Но наступили замечательные времена, мы имеем возможность играть на лужайках с выдающимися американскими музыкантами, я имею в виду моего партнера, легендарного барабанщика Билли Кобэма (Billy Cobham). Я не выступал ни на одном из фестивалей в Архангельском, в то время, когда он проходил, у меня всегда были какие-то выезды, и я никогда не был ни на одной из площадок, но друзья рассказывали, что там замечательная атмосфера. Я рад, что меня пригласили с моей группой, и мы с удовольствием будем музицировать — я очень люблю открытые площадки, где можно общаться с публикой не филармонически.

Лев Слепнер, руководитель проекта «Marimba Plus»:

Мы с удовольствием участвуем второй раз, для нас «Усадьба. Джаз» — это знакомство с новой публикой, мы всегда приглашаем на этот праздник своих друзей, уверяя, что здесь они смогут услышать очень много качественной музыки в разных стилях. Здесь музыканты раскрываются. Друзья приезжают с семьями, в Архангельском ведь удивительная атмосфера для этого. Ни разу не было плохой погоды. Это чудо — всегда светило яркое солнце. В этот раз «Маримба Плюс» подготовили совместную программу с Этери Бериашвили, солисткой группы «Акапелла Экспресс», она — один из лучших джазовых вокалов России. После фестиваля мы будем записывать программу для нашего нового альбома, который будет называться «Аквамарин». И как раз на «Усадьбе» мы презентуем новую вещь, написанную специально для этого фестиваля.

О конкурсе молодых музыкантов рассказал Юрий Льноградский, член экспертного совета конкурса молодых исполнителей:

Речь идет о конкурсе с призовым фондом, который измеряется четырехзначной суммой в иностранной валюте, причем это не одна и даже не четыре тысячи.

За 2 недели подано 560 заявок, мы слушали их круглосуточно и поняли, что молодые музыканты не читали положения о конкурсе. Обнаружились музыканты, проживающие «в стране бывшего СССР» под названием Франция, были «молодые музыканты», средний возраст коллектива которых превышал 42 года. На стадии предварительной модерации мы отсекли более половины музыкантов.

Отсекали тех, кто совершенно не вписывается в формат, исполняющих ресторанную музыку, тех, кто не может гарантированно выступать в финале и так далее. Появилось много анекдотов, которые станут преданием Архангельского. Один вокальный коллектив прислал что-то вроде художественного оформления свадьбы, очень красивого, изысканного, на два голоса, как в младших классах средней школы. Получив от меня отказ, они на полном серьезе мгновенно отписали: «Если Вас не устраивают коллективы равные Манхеттен Трансфер (Manhattan Transfer, американская вокальная джаз-группа), нам не о чем с вами говорить!».

Я не поленился и потратил полчаса на поиск информации о них в интернете и нашел там лишь одно упоминание — чей то корпоративный вечер в ресторане Прага…

Далее на стадии формирования шорт-листа мы оставили 40 заявок, которые представляют 6 категорий, включая и блюз и популярный джаз, авангард и прочее. В финал среди 40 заявок вышли представители 4-х государств — это Россия, Беларусь, Украина, Армения — из 12 городов. Основная масса это Москва, есть из Омска, Одессы, Челябинска, Харькова, Петербурга и так далее. Отсюда начинается самая интересная часть конкурса — наши эксперты, многие из которых друг друга даже не знают, но которые являются профессиональными журналистами, музыкантами, критиками и продюсерами, начинают слушать этот список, не имея никакой информации об имени исполнителя и его географической принадлежности. Они ставят оценки по шкале, которая не допускает двусмысленных толкований, например: обязательно пропустить в финал/ ни в коем случае не пропускать/сомневаюсь, но считаю, что лучше пропустить, чем обделить вниманием…

Все оценки мы математически сложим, и в финал попадут шестеро наиболее достойных.

Музыканты говорят, что это одна из самых удачных моделей отбора на российских конкурсах. Другой вопрос, что мы не знаем — те ли собрались музыканты, которых мы хотели видеть, те ли эксперты, та ли математика: те, кто любит джаз, ставит низкую оценку блюзменам, и так далее — это человеческий фактор, которого не избежать. В любом случае, мы ушли от закулисных междуособчиков. Если интересно, в Живом Журнале вы можете прочесть отзывы конкретные критиков о конкретных музыкантах. К 5—6 июля станет известен окончательный список финалистов.

Вадим Капустин и группа «Triangle Sun»:

Впервые принимаем участие Безумно приятно, что есть такой фестивали в таком прекрасном месте. Будет впервые отдельная площадка «Лаунж», а наша группа работает в этом направлении. Мы получим массу удовольствия.

Вопрос из зала о системе доступа на фестиваль.

Мария Семушкина, генеральный директор агентства «АртМания»:

Есть несколько категорий билетов, которые позволяют посещать разные площадки в разные дни. Система отличается тем, что в прошлом году был билет «Аристократ», который позволял посещать все площадки, но был очень дорогим.

Чтобы не лишать не купивших билет на «Аристократ» этой музыки, мы решили сделать достаточно недорогие билеты на эту площадку и, покупая его, человек может попасть и на другие площадки, кроме «Партера». В силу того, что «Аристократ» и «Партер» — несколько разная публика. Потому мы и сделали две категории билетов. Тот, кто хочет попасть на «Партер» — так же бонусом получает «Каприз» и «Лаундж». Цена билетов сюда приблизительно одинаковая — от 900 до 1100 рублей. Есть категория VIP-билетов, мы строим отдельные VIP-павильоны с хорошим сервисом. В стоимость такого билета за 5000 рублей человек получает столик, ужин с напитками и может оставаться за столиком и посещать все площадки. Обладателям VIP-билетов предоставляется отдельная парковка.

Есть абонемент для тех, кто хочет посещать фестиваль все три дня.

Вопрос: Что глобально дает этот фестиваль? Что изменилось на уровне восприятия джаза в стране? Растет ли уровень продажи записей?

Мария Семушкина:

Задача фестиваля — показать людям то, чего они не слышали, не знали. Шел на одного исполнителя — услышал что-то новое. Безусловно, какое-то движение в стране происходит, но оно, возможно не так заметно в каком-то широком смысле. К сожалению, все джазовые передачи закрываются. Все что касается масс-медиа, увы, этой музыки мало в эфире. Всегда сложно донести информацию до слушателей. Просто потому, что нет хороших передач, где можно прийти и поставить пластинки, показать, что произошло что-то новое и интересное. Россия находится в вакууме. Фестиваль ставит задачей показывать имена, российские и зарубежные. Ощущения по реакции публики, что даже те, кто заявлены на фестивале, малоизвестны людям. Но на фестиваль приходит 30000 человек и хотя бы эти люди узнают что-то новое и повысят свой уровень компетенции в этой области.

В этом году у нас заявлено много иностранных участников, это очень серьезный уровень для России, но нам еще есть к чему стремиться. Есть мировые аналоги с историей проведения 30—40 лет, у нас такой истории еще нет, но наша цель выйти в мировую десятку лучших джазовых фестивалей.

Елена Малашонок, музыкальный директор агентства «АртМания»:

Мы сотрудничаем со звукозаписывающими компаниями. Все-таки, продажи дисков увеличиваются после приезда музыкантов. В интернете было много ссылок, вопросов, активных обсуждений. Надеемся, что новые музыканты, которые выступят у нас, вызовут интерес и сдвинут невеселую ситуацию в отношении индустрии звукозаписи и распространения музыки в нашей стране.

Вопрос: Министерства культуры проявляло интерес к фестивалю?

Мария Семушкина:

В этом году мы впервые получили поддержку Федерального агентства по культуре. Именно благодаря Михаилу Швыдкому. Но в целом, мы не видим заинтересованности у чиновников наш проект поддерживать. На Западе делают фестивали на бюджетные деньги. Люди понимают, что это важно, там это бизнес, это туризм. У нас такого пока нет, видимо потому, что поколение чиновников, которые будут понимать эту значимость, еще не сформировалось.

Вопрос о подборе исполнителей для выступлений на «Усадьбе. Джаз»

Мария Семушкина:

В этом году впервые не будет Нино Катамадзе, которой мы во многом благодарны за популярность фестиваля. Неоднократно именно она закрывала фестиваль, это было эмоционально, ярко. В этом году она не участвует: родила сына, с чем мы ее поздравляем! Есть артисты «любимчики», это случается, это нормально, но мы стараемся быть объективными. Есть команды, которые хотят выступать каждый год, но мы их не ставим. Отбор коллективов — сложная задача, мы занимаемся этим целый год, советуемся с людьми, с музыкантами, с критиками. Если команда выступает повторно, мы просим подготовить новую программу. Отбор получается очень жесткий.

Валерий Марьянов, бессменный ведущий фестиваля (площадка «Партер»):

Я не могу назвать себя талисманом фестиваля, скорее его производственной необходимостью. Пятый год подряд я веду фестиваль. Что приятно. Я человек не особо джазовый, а даже немножечко «попсовый» — и именно поэтому на такую большую площадку как «Партер» будет странно, если выйду не я, а, к примеру, Белза (Святослав Белза, заслуженный деятель искусств РФ, ведущий площадки «Аристократ») или Игорь Бутман. И начнут рассказывать о выступающих коллективах людям, которые валяются на траве и наслаждаются жизнью. У меня задача аниматорская, мне не надо нести массу информации. Приходится подбадривать народ, чтобы они веселились, жгли, получали удовольствие. Люди должны понимать, кто на сцене. Может не везде и всё видно, Люди находятся на серьезном культ-массовом мероприятии и здесь должна быть некая скрепляющая основа в роли ведущего. Какая то информация не доходит до зрителей — она должна прозвучать.

Анатолий Кролл, пианист, дирижер, композитор, руководитель биг-бэнда:

Проведение такого демократичного фестиваля дает возможность привлечь огромное количество молодежи. Мы все говорим о тех, кто играет — давайте о тех, кто приходит слушать! До недавнего времени такие фестивали посещали люди моего возраста и очень мало было молодежи. В 1994 году я был на фестивале в Монтрё и наблюдал там много молодежи, это было очень сильным впечатлением, даже большим, чем от увиденного на сцене. Одно из самых больших завоеваний «Усадьбы» — это обилие интеллигентной молодежи, не той, что пришла «оторваться» а молодежи, которая пришла послушать музыку и получить удовольствие от пребывания в этом потрясающем месте. Этот симбиоз очень важен. Фестиваль в усадьбе беспрецедентен по своим масштабам. Он лидирует на мировом джазовом пространстве. Та демократичность, которая положена в его основу, имеет огромную роль, включая и конкурсную программу

Шутливое дополнение от Игоря Бутмана:

Действительно, где еще в мире на одном фестивале выступают Бутман, Кролл, Козлов?!.

Мария Семушкина:

Среди аудитории мы замечаем семьи, когда приходит дедушка, его сын и внук, и каждый может пойти на ту площадку, где ему нравится. Пришедшим с маленькими детьми мы пытаемся обеспечить все условия для достойного отдыха, хорошее обслуживание, питание.

Очень много нужно было решить вопросов о том, как добраться, о парковке.

Мы призываем людей по возможности не ехать на машинах, ведь очень сложно запарковать 10000 машин. Мы организуем перехватывающие парковки, одна из которых, как и в прошлом году, будет расположена за ТЦ «Крокус-Сити Молл» (на МКАДЕ, в 5 км от усадьбы, на 700 мест), вторая — близ усадьбы Архангельское. От самих парковок гостей будут доставлять бесплатные автобусы.

Также рядом с развилкой «Красногорск-Ильинское шоссе-Новорижское шоссе» мы организовываем парковку на 300 мест с доставкой на автобусах до входа в усадьбу. Схемы парковок выложены на сайте фестиваля. Для гостей фестиваля они будут бесплатными.

Можно будет доехать на автобусе от метро Тушинская, оттуда будут курсировать бесплатные автобусы с 15.00.

Вопрос: будет ли организована трансляция в эфире?

Ответ: К сожалению, данный формат не приветствуется ни одним телеканалом. Будет съемка, мы запишем DVD. В прошлом с нами работал канал ТВЦ, они снимали исключительно «Партер», из-за того, что там были такие медийные персоны как Макаревич и Кортнев. В этом году немножко все иначе, больше джаза и фанка, мы решили отойти от массовости и размывания формата. И надеемся, что, несмотря на отсутствие Макаревича и прочих достаточно уважаемых людей, будет очень много желающих придти на фестиваль, чтобы послушать эту музыку.

В этом году агентство «АртМания» проводит фестиваль «Усадьба.Джаз» пятый раз. Пять лет — небольшой юбилей, первый этап жизни фестиваля, время подвести первые итоги. Организаторы попросили служителей пера заверить потенциальных зрителей в том, что они прилагают максимум усилий, чтобы пятый фестиваль стал ярким незабываемым событием Лета-2008.

#              

Поделитесь в соцсетях:

Смотрите также:

«Город мечты», музыкальный фестиваль Parookaville вновь собрал своих жителей в Германии
«Город мечты», музыкальный фестиваль Parookaville вновь собрал своих жителей в Германии

Немецкий музыкальный фестиваль Parookaville или просто «PV» в очередной раз прошёл в Вееце (нем. Weeze), примерно в 75 км к северо-востоку от Дюссельдорфа. Волшебные ворота «The City Of Dreams» вновь распахнулись с 21 по 23 июля 2023 года.

Отчеты
Новости
Статьи
Фотоотчеты
Чернозем: душевное нашествие в миниатюре
Чернозем: душевное нашествие в миниатюре

Фестиваль проходит уже пятый год, мы его посетили впервые, и можем поделиться мнением почему он не просто альтернатива Нашествию, а даже лучше! Или... душевней!

Отчеты
Лётчик-Дача-Лето: фотоотчет
Лётчик-Дача-Лето: фотоотчет

Мы отправились на новый фестиваль, затеянный в честь знаменитого столичного клуба Китайский Лётчик Джао Да, который отметил — трудно поверить — двадцатилетие!

Фотоотчеты
Отчеты

Новости партнеров: