Рок и религия — ажиотаж христианства через «тяжеляк»

Shanshayskaya  

28 апреля 2011 года

Музыка возникла вместе с человечеством. Если речь бессильна, на помощь приходила музыка. Уже первобытные homo sapiens создавали музыкальные инструменты. И пусть для них приемлемой музыкой был мелодичный скрежет зубов в такт, это было музыкой. Примерно тогда же, может, чуть попозже, когда человек уже начал различать добро и зло, свет и тьму, появилась религия. Сначала языческая, потом уже более упорядоченная, осмысленная. Музыка и религия — эти две ипостаси идут бок о бок друг с другом. Вековые духовные составляющие. Чаще всего они выступают дополнением одно к другому. Например, в первобытные времена музыка звучала в обрядах, на религиозных праздниках, позднее появилось мелодичное звучание органа и церковные песнопения. Однако, насколько сопоставимы могут быть музыка и религия? Возьмем самую бунтарскую, самую мощную по энергии музыку — рок и все его производные. Каким образом, именно эта музыка взаимодействует с религией? Почему касаемся именно такого вопроса — сопоставление, как кажется на первый взгляд, несопоставимых сущностей — ввиду развития в последнее время (да и не только в последнее, а вообще, с развитием) очень странного стиля под названием «христианский рок». Он по стилю музыки обладает теми же качествами, что и обычный рок — то есть, утяжеленным или тяжелым звучанием, мощными гитарными риффами и барабанными битами. Вот только слова не такие, как в привычном нам роке. В христианском роке поют про святость, величие святого духа и обращение к Господу. Накладывают восхваление Богу на тяжелую музыку. Что же из этого получается? С этой точки зрения мнения идут уже по двум сторонам — первые утверждают, что рок в принципе сатанинская музыка по своей энергетике, по своим ритмам, вторые им противоречат, доказывая, что рок всего лишь более приемлемая форма выражения своих мыслей. Кто из них прав, кто не прав, никто к окончательному выводу не пришел, скорее всего это остается на усмотрение отдельной личности — принимать или не принимать рок и религию в одном лице и под красивым названием «христианский рок».

Вообще, религия и рок изначально враждовали. Это началось еще с 60-х годов с момента появления рока, когда эту музыку стали совмещать с деградацией личности. Потом развитие рок-н-ролла совпало с сексуальной революцией, что еще больше усугубило к ней отношение благоверного общества и церкви. Однако же, вопреки всем конфликтам, в те же 60е и зародился первый рок с христианской тематикой. Одними из первых была группа Mind Garage, играющая психоделик-рок. В их текстах делался упор на религиозную тематику, а так же темы Евангелия. В 1972 на свет родилась группа Petra. Ее организовал гитарист Боб Хартман, который работал в христианском учебном центре в американском городе Форт Вейн. К себе в компанию он позвал учащихся этого заведения. Они вместе организовали группу, дав ей название в честь древнего города Петры, столицы Иудеи. В самом своем развитии, только начав играть, группа встретила сопротивление со стороны местных церковных властей, но религиозная молодежь упорно продолжала ходить на выступления Petr’ы, и число желающих послушать тяжелую музыку с текстами христианской направленности, возрастало. Ребята не отступали от выбранной стези, и в 1984 году получили Grammy, в номинации «Лучшая госпел-группа», или по-русски, «группа, играющая христианский рок».

Еще одним идолом христианского рока был Ларри Норман. Его отец был христианским миссионером, часто проводивших мероприятия в тюрьмах и больницах штата Калифорния. Дело происходило в 60-е, он был первым из христиан, кто пытался на рок-музыку наложить религиозные тексты, но в те далекие годы это посчитали богохульством, если бы молодой талант вынес свои произведения на публичный суд. Вначале карьеры он создал группу People!, которая впоследствии развалилась, и Ларри занялся сольной карьерой, в это же время присоединился к движению Jesus People, которое было британским ответом движению хиппи. Вскоре Ларри выпустил дебютный альбом «Upon This Rock», который в течение двух лет не брал в продажу ни один христианский магазин, боясь непонимания со стороны христианских консерваторов. Тем не менее, этот альбом считается первым в истории христианского рока. Принято считать, что дату выхода этого альбома можно считать началом движения «христианский рок», а песня «I wish we’d all been ready», вошедшая в альбом, заслужила звание христианского рок-гимна всех времен и народов.

Кит Гордон Гринн (1953-1982) посвятил себя целиком евангелическому христианству и приложил огромные усилия для того, чтобы слушатели были охвачены христианской проповедью. «Когда я умру, я хочу чтобы меня запомнили как христианина», — говорил он. Музыкант родился в религиозной семье, где постоянно звучала музыка. Кит рос в евангельских традициях, которые навязывала ему семья, что, несомненно, повлияло на его дальнейшее поведение. Задавленный пичканием религии и постоянным контролем со стороны родителей, он моментально влился в рок-волну 60-70-х годов — употреблял наркотики, увлекался хиромантией, восточными и азиатскими религиями, подобно другим рок-идолам того времени. В середине 70х, когда мощная волна рок-н-ролла пошла на спад в связи с уходом из жизни многих любимцев публики, движущих этой волной, Кит посвятил себя и свою музыку Христу. Вовремя остановившись, он стал у истоков христианского рока, стал одним из первооткрывателей направления.

Это было только начало развития музыкального стиля. Известный певец Боб Дилан поймал волну «христианских текстов» и во вторую половину своей карьеры посвятил много песен вере. А молодежь активно внимала религиозным песнопениям под гитарную тяжелую, и не очень тяжелую, музыку новоявленных проповедников, вливаясь в массы верующей толпы. В начале 70-х годов активизировалось движение хиппи, которое тоже влилось в волну госпел-рока, Они даже образовали общественное направление под названием «Движение Иисуса», выступая за основную идею — «любовь». Все это просто не могло не перерасти в более масштабную толпу последователей, и в 1984 году был проведен самый первый крупномасшабный фестиваль «христианского» рока — корнестоунский фестиваль, ставший впоследствии крупнейшим для данного направления.

Религиозная лирика оказала влияние не только на рок-н-ролл, но и на другие его производные. Даже на панк, хардкор и металкор. Самыми ярыми представителями христианского металкора в наши дни является группа As All I Dying. Под тяжелые ритмы и мощное рубилово трое ребят проповедуют христианские тексты и достаточно успешно, судя по популярности группы и продаже ее альбомов.

Лирика христианского металкора частенько затрагивает не только тему учения Христа, но и остросоциальные темы, например, антифашизм. Христианский панк-хардкор пропагандирует здоровый образ жизни, отказ от наркотиков, в том числе, и от незапрещенных законом алкоголя и табака, и от неразборчивых связей. Поклонники этого движения даже название себе придумали: straight edge.

В метале христианское движение разделилось на два подвида: white metal — светонесущий метал, и христианский блэк-метал (unblack-metal) — был создан как контрудар блэк-металу. Уайт-металу характерно звучание хард или power-метала, он более лиричен, мелодичен, нежели unblack-метал. По поводу второго ответвления вообще очень много споров и склок. Многие просто считают неприемлемым такой стиль игры для религиозных текстов, а другие, наоборот, восхваляют анблэкеров, считая их достойными противниками антихристианских блэкеров и сатанистов.

В России со времен перестройки в качестве «христианских рок-групп» засветился Черный кофе, Галактическая Федерация, Алиса и Калинов мост. Отсчет начала активной миссионерской деятельности в России можно вести с 1994 года. Именно в этом году вышел первый сборник христианского рока с русскими исполнителями под названием «Антология Христианского рока в России». Автором идеи и альбома был Игорь Королев — директор Музыкального Христианского Продюсерского Центра «МЕССИЯ», который и начал продвигать христианское движение в России более мощно, нежели его предшественники. Из намелькавших имен в «Антологию» были включены Ольга Арефьева с «Ковчегом», Легион, Пиллигримм и другие. Пластинка успешно разошлась на музыкальных рынках страны, что дало дальнейший толчок развитию данного стиля в России.

В наши дни, когда перестроечные годы минули и запреты на рок-н-ролл пали, сам митрополит Кирилл признал рок-н-ролл. «Рок-музыкант на сцене может сказать толпе больше, чем целая проповедь», — сказал он. А течение «христианского рока» в России продолжают молодые и активные исполнители: Новый Иерусалим, Массада, а так же в бой продолжают рваться патриоты Галактическая Федерация.

Алиса. Константин Кинчев. Пройдя язычество, оккультизм, даже касаясь сатанизма, неизменный лидер группы Алиса Константин Кинчев где-то в середине 90-х в свои песни начинает вкладывать православные мотивы, а его группу начинают определять как альтернативу нехристианским рок-группам, а сам он становится надеждой для восстановления духовного духа России, вплоть до привлечения молодежи в церковь. По словам игумена «рок-миссионера» Сергия (Рыбко) «творчество Кинчева — это настоящее православное искусство, его вполне возможно слушать православному человеку», он даже называет Кинчева современным юродивым. А тот в свою очередь осенью 2003 года делает православный рок-тур «Битва за молодежь» вместе с отцом Андреем, что укрепляет за коллективом статус христианской группы.

Ария. Кипелов. Валерий Кипелов, бывший вокалист группы Ария и нынешний группы Кипелов считает себя крещеным и православным. Отсутствие татуировок на своем теле он объясняет своей религиозностью. И неоднократно ввиду своих православных взглядов в конце своей вокальной карьеры в группе Ария оный отказывался петь песню «Антихрист», она исполнялась в версии «Инструментал».

Калинов Мост. Дмитрий Ревякин стал основателем фолк-рока в России. Ему достались все лавры — умирающие от любви фанатки, слава на ТВ, заумные публикации прессы на тему влияния дохристианской Руси на создание современных образов. Кто-то пытался причислить Калинов Мост к движению хиппи, но Ревякин опроверг это утверждение. Во времена своей дикой славы лидер группы увлекался язычеством, лишь с недавних пор перешел в христианство, что, несомненно, отразилось на творчестве группы. Как говорит сам Дмитрий, «этот переход вызван наблюдениями и размышлениями на тему бытия человека, я три года был оглушенным, потом меня окрестили». В наше время группа «Калинов мост» является одной из самых популярных групп-представительниц «христианского рока».

Галактическая Федерация. Анатолий Вишняков стал духовным наставником для группы, как в буквальном, так и в переносном смысле. Его идеей было нести религию через рок-музыку в России. Группа изначально работала в стиле «христианский рок». Все участники «Федерации» являются чадами Русской Православной Церкви. Они стали первой группой в истории России, получившей одобрение со стороны высших иерархов православной ассоциации — всея Руси Алексия II, митрополита Санкт-Петербужского и Ладожского и других. «Наша музыка несет свет, веру в народные массы. Мы боремся за каждого человека, давая ему свою музыку и свои мысли, вложенные в тексты», — говорит Галактическая Федерация.

#