Интервью с Авишае Коэн на фестивале CITYJAZZ

 

19 декабря 2007 года

Авишаи Коэн (Avishai Cohen) экспрессивен, раскрепощен, красив и неподражаем. Во время игры он танцует с контрабасом, выстукивает на нем замудреные ритмы, подпевает и просто хохочет — все это очаровывает с невероятной силой. В Москве контрабасиста-виртуоза можно было услышать на фестивале CITYJAZZ 1 декабря 2007 г.

Мы встретились с Авишаи перед концертом, хотелось поговорить с ним об этом удивительном состоянии слияния игры и танца, о любви к музыке, людям. В холле между гримеркой и сценой приглушенный свет, гулким эхом отзывается голос. Времени у нас не много. Пока оператор настраивает видеокамеру, успеваем познакомиться с менеджером Авишаи — Реем Джеффердом. Как потом признался Авишаи, он счастлив, что он работает с Реем.

Мы отказываемся от услуг переводчика, будем беседовать на сбивчивом английском — это сейчас не важно. Авишаи садится в кресло перед камерой, разговор начинается легко, словно мы уже знакомы.

Маша: Авишаи, когда вы начали играть на контрабасе?

Авишаи: Я играл на фортепиано когда мне было 9 лет, примерно с 14 или 15 лет на электрическом басе, а в 20 лет взял в руки контрабас и с тех пор играю на нем.

Даша: Вы и сейчас каждый день занимаетесь?

Авишаи: Да, конечно.

Маша: У вас был хороший учитель? Например, я в детстве училась игре на фортепиано, но мне не повезло с учительницей. Мне Сложно было продолжать и я оставила занятия…

Авишаи: О, как жаль. Действительно, если учитель не достаточно чувствителен к ученику — со временем он бросит занятия. Интерес к игре на контрабасе у меня появился еще в 16 лет, но из-за преподавателя я не хотел учиться, И не мог учиться еще в течение четырех лет, пока не пришел к другому. У меня было несколько преподавателей, из-за которых я не хотел учиться. Но все-таки я находил замечательных учителей!

Маша: Почему вы выбрали музыку? Чтобы быть лучшим?

Авишаи: Хороший вопрос. Я не выбирал музыку, чтобы быть лучшим. Это музыка выбрала меня. Чем больше я погружался в музыку, тем более я чувствовал себя в ней. Я понимал, что это сложно. Но у меня был природный талант. Будучи подростком, я много практиковался, и мечтал стать музыкантом. Но я не хотел быть самым лучшим, я хотел стать хорошим музыкантом. Я хотел стать настолько хорошим музыкантом, чтобы смело говорить о себе, что я хороший музыкант.

Даша: Вы думали о том, что станете знаменитым?

Авишаи: Я не знаю, хотел бы я быть знаменитым. Может быть, я знал и даже не знал, что знаю. Но всегда хотел выкладываться полностью и делать все, на что я способен.

Даша: Авишаи, мы смотрели видео одного из ваших концертов. Там вы не просто играете, каждое ваше движение похоже на танец… Что вы чувствуете во время игры, что-то особенное?

Авишаи: Когда я играю, я выражаю свое отношение к музыке. Я чувствую музыку и сливаюсь с ней. Когда есть люди, которые слушают музыку, созданную мной с музыкантами, которых я люблю, я попадаю в какое-то особенное место, где я перестаю думать. Я способен только играть. Я просто радуюсь, что есть люди, которые меня слушают… И я очень люблю танцевать, люблю как ребенок. И когда я играю, я двигаюсь. Это часть моей радости, я выражаю себя так легко и свободно, как могу. К тому же это мне помогает. Если ты двигаешься, у тебя нет боли в спине. Я люблю танцевать!

Маша: Что вам больше нравится: играть в компании близких друзей или для большого количества зрителей?

Авишаи: Мне нравится все. Есть что-то очень прекрасное в том, когда играешь для себя. Особенно если я сочиняю музыку, мне необходимо быть одному. Когда я играю для друзей, это особенное состояние, потому что меня переполняют эмоции к ним, я их люблю, это мой дар друзьям. Когда я играю для незнакомых людей, мне тоже это очень нравится, но по-другому: я их не знаю, а они меня знают. Это моя возможность пообщаться с ними, выразить мои чувства. И все это особенное: одному, с друзьями или с незнакомыми людьми.

Маша: Авишаи, вы собираетесь быть музыкантом всю свою жизнь или может быть, хотите что-то поменять?

Авишаи: Я уверен, что музыка будет со мной до конца жизни. Я чувствую себя очень хорошо и близко к ней, но мы не можем знать ничего точно. Завтра может все измениться.

Беседовали: Даша Карандашева, Мария Нигголь

Проект «Басомания» и сообщество bassomania: http://community.livejournal.com/bassomania

Спасибо Татьяне Сафоновой, event-агентство «АртМания» за организацию интервью.

#