«Монстры Рока» в Тушино — ровно четверть века назад

Роман Сысоев  

28 сентября 2016 года

Международный рок-фестиваль «Монстры Рока» («Monsters of Rock») прогремел 28 сентября 1991 на поле аэродрома Тушино в Москве. Это было поистине грандиозно: в Москву приехали те, кого мы, дети Советского Союза, увидеть в реальности могли лишь мечтать, причем вход на фестиваль был совершенно бесплатным!

В тот день впервые сотни тысяч, если не миллионы рок фэнов со всей страны воочию увидели группы AC/DC и Metallica, а также Pantera и The Black Crowes, Россия была представлена группой Жана Сагадеева «Электро-Судорожная Терапия» (сокр. Э.С.Т).

На огромном пустом поле — на части его сейчас построен стадион Спартак — была установлена огромная сцена с экранами, к слову, обставленная так, словно она принадлежала AC/DC, они уже слыли легендами, а Металлика были относительно молоды, но их уже можно было причислить к «монстрам». В толпе я видел растяжку: «Metallica — мы ждали 8 лет!». Какая молодая была Металлика, с момента выхода их первого альбома на тот момент прошло именно столько, всего лишь восемь лет. Еще не все слышали только что вышедший «черный альбом» «Metallica», он просто еще не успел дойти до наших деревень. К слову, Хетфилд Сотоварищи тогда исполнили целых 13 вещей, то есть, это был полноценный концерт. Австралийские рокеры, в простонародье «Диси», сыграли немногим более — 18 песен.
Вот он, выход Металлики! Традиционное интро из Морриконе и «Песочный человек»



По неофициальной статистике на поле набилось 300 тыс. человек. Никаких технологий подсчета тогда не было, потому там могло быть и больше, но не меньше точно. Это было бесконечное море голов со всей страны, заканчивающееся где-то там у горизонта. Я сам видел это! Вообще, прогнозировался один миллион — ну а почему нет, если такие бэнды приезжают в Россию, да еще и бесплатно. Это казалось невероятным. А главное, что это были не просто головы, а как выразился один мой хороший приятель-музыкант, это была публика «одинаково энергетически направленная», что очень важно. Доселе мы никогда такого не видели и уже не увидим впоследствии.

Впервые я (и все мы, металлисты, панки и прочие рокеры) узнали о фестивале из телека. Представь себе — ты, школота на каникулах, читаешь журнал «Техника — Молодежи» и где-то между программой «Сегодня в Мире» и сериалами «Рабыня Изаура» и «Просто Мария» вдруг слышишь сочный звук соляка Ангуса Янга из «Thunder Struck» и голос диктора, который рассказывает ТАКОЕ!

В общем, несмотря на мои юные годы, мы с группой друзей махнули-таки в Москву, проехав тысячу километров на поезде. Конечно, мы купили с собой некоторое количество спиртного, совершенно не боясь, что у нас могут его забрать на входе — мы тогда не то, чтобы об этом не знали, а такой практики и не было. На поле в Тушино, вроде как, за толпой неформалов приглядывали 11 тысяч ОМОНовцев, милиционеров и разных людей в форме, но никаких металлоискателей не было, как и самого этого слова. Впрочем, для СССР это была невиданная практика, фестивали такого масштаба не проводились, тем более в открытом поле, а концерты на стадионах — не в счет. Конечно, тогда не было пива в жестяных банках — все несли бутылки. И на поле прямо с грузовиков продавали бутылочное пиво. А без жестяных банок на больших сборищах — жесть! Все поле оказалось усыпанным стеклянной тарой. В этом и была первопричина многочисленных травм — фэны начали бросать бутылки в милиционеров, которые вели себя с перепугу агрессивно, каждый присутствующий для них был враг. Сейчас я смотрю эти кадры, и мне это чем-то напоминает знаменитые бои народа с милицией на Болотной площади. Были десятки пострадавших, кому-то бутыль угодила в голову. Менты бесчинствовали — известна история, хотя и непроверенная, о том, как они начали мочить дубинками просто сидящую в отдалении на травке целующуюся парочку. Впрочем, милицию отчасти тоже можно было понять — ограждения, делившие толпу на «слои» были живыми, то есть, служители порядка просто образовывали оцепления, чтоб народ не пер к сцене и не задавил самого себя, однако, разгоряченной публике было не понять — почему их не пускают поближе к Хетфилду? Напомню, в стране был 1991 год, многие просто впервые в своей жизни оказались на фестивале. Народ «пугали» со сцены — «если вы не успокоитесь, то сейчас будете слушать Ласковый Май». Но это лишь веселило.

Тогдашний басист Металлики Джейсон Ньюстед в одном из интервью впоследствии рассказывал, что до него дошла информация об 1,6 миллиона человек. И что там было 11 погибших и трое родов.
Каким-либо официальным данным и сегодня верить нельзя, а чего тогда говорить про 91-й. Кстати, в наличии бутылок был плюс — кто-то придумал их втыкать горлышком в землю, чтобы образовать некое возвышение, на которое можно было встать, чтобы лучше видеть сцену.

Кадры с этими сражениями можно легко найти в видеохронике — практически каждый ролик с песнями с того фестиваля сопровождается этой жуткой картинкой. Прокоммунистические газетки тогда подхватили эту негативную тему и в публикациях только и перечислялось количество пострадавших. Также, врали о том, что якобы бутылки летели на сцену. О самом музыкальном празднике мало что писали. По советскому ТВ тоже ничего не было, что-то я не припомню, чтобы моя мама сказала «а я тебя пыталась увидеть в толпе» (как она это всегда говорила, когда я десятилетием позже отправлялся на «Нашествие»). Да, организации, по сути, не было никакой, туалетов я тоже что-то не припомню, да и бог с ними.

Но, несмотря на весь этот милицейский маразм, это было грандиозно, и мы помним этот день все эти 25 лет! Официально хедлайнерами считались AC/DC, и при всей любви к ним, мы конечно, ехали на Металлику, и большинство наших ровесников — тоже. В каждом поезде была толпа волосатых, кто-то из них ехал «зайцем» и я сам обратный путь проделал в тамбуре, несмотря на то, что у меня был билет. Там было интересней!



J. Hetfield (Metallica) на Красной Площади

Как было в Тушино со звуком? Звук был, возможно и хорош, но для тех, кто был в первом кольце оцепления. А так, конечно, озвучить такое поле было нереально, даже мощностями хедлайнеров. Зато свет был великолепный, впрочем, AC/DC его приберегли для себя. Это были известные надувные куклы и монстры, со стрельбой из пушек и фейерверком под финальный рок-гимн «For Those About To Rock We Salute You».

Конечно, эпохальный фестиваль «Monsters of Rock» был каким-то невероятным чудом, которое за четверть века так никакое действо и не переплюнуло. И по численности и по вот той самой фантастичности события. До него в СССР был еще один удивительный фест, так называемый Фестиваль Мира «Moscow Music Peace Festival» в 1989 году на стадионе Лужники, когда в страну вдруг приехали Оззи Осборн, Bon Jovi, Mötley Crüe, Scorpions, Cinderella и Skid Row. Фест возвестил новые свободы в жизни страны и его телетрансляцию вели десятки стран мира, умиляясь как «русские наконец-то вырвались из-под гнета» и увидели живые символы европейской свободы. Цитата моя, но так и было.

«Монстры Рока» были неким посвящением поворотному для страны путчу ГКЧП и его жертвам. Неродившиеся еще в те времена, ныне изучают августовские события того года на уроках истории, а тот, кто плохо учится, даже не знает ничего о нем. Но был такой. Возвращаясь к волшебности самого фестиваля, одно для меня, работника сферы рекламы, до сих пор остается загадкой: как в то время можно было оплатить такую организацию и отбить деньги? Какой-либо рекламы я там не видел, да и вообще, все это было тогда не развито.Сейчас Википедия сообщает, что «мероприятие было организовано корпорацией «BIZ Enterprises», возглавляемой Борисом Зосимовым, и компанией «date2 Warner Inc.». А в архивах публикаций нахожу материал из Комсомольской Правды, где Зосимов сообщает, что «американцы тратят на это четыре миллиона». Ну так-то немного понятней. Пресловутая теория заговора «План Даллеса» в действии, ага!

Годом позже, в 1992-м, из материалов, отснятым на «Монстрах Рока», известным рок-клипмейкером Wayne Isham был смонтирован фильм «Monsters of Rock in Moscow». До нас он кое-как дошел год-два спустя, и, помнится, мы собирались с горячительными напитками в квартире у старшего товарища, который уже жил без родителей и у него был «видак» Электроника и смотрели эти кадры. Видимо, вздыхая со словами «эх, а вот будто вчера это было».
Да я и сейчас могу сказать так же. Хотя, иногда мне думается, что это было в какой-то другой жизни и словно бы не со мной...

#