Алиса с альбомом «Шестой лесничий»: XX лет спустя в Лужниках!

 

10 ноября 2009 года

Концерт посвящен 20-летнему юбилею альбома «Шестoй лесничий» — пластинки, привлекшей к музыке этой питерской (московской?) группы огромную аудиторию — тогда кто-то из них назвал себя «алисоманом». Сейчас многие из участников «Армии Алиса» сидят в кабинетах, женят сыновей и дочерей, а кто-то и вообще давным-давно «свалил за кордон». Но песни из «Шестого Лесничего» — пожалуй, одного из лучших альбомов в истории русского рока — всегда заставят подпеть, вспомнить «а как мы тогда!..» или, даже, тайком прослезиться.

Вспомним эти названия:

Новый метод
Тыр-тыр-тыр (Тоталитарный рэп)
Шестой лесничий
Театр теней
Аэробика
Только этот день
Солнце за нас
Стерх

«Шестой лесничий» — это черно-белая пластиковая кассета, которую мы рассматривали в начале 90-х, еще будучи почти детьми. А после искали в книгах значение слова «Стерх». «Шестой лесничий» — это пожелтевшие газетные колонки с кричащими заголовками; читая их сегодня, можешь только развести руками. «Шестой лесничий» — это запылившаяся театральная кулиса и тут же — топь болот — «где надежда на солнце таится в дремучих напевах…» и тут же — бесконечная дорога. Это последние лучики осеннего солнца и это же — едва слышный колокольный звон. Много всего слилось в этом альбоме. И каждый взял из него свое.

Тогда можно было купить виниловую пластинку с этим альбомом за 2 рубля 50 копеек — на него мы копили со школьных завтраков и выкраивали из стипендий. Сейчас за билет на концерт в честь 20-летия выхода альбома еще, казалось бы, вчерашние студенты и школьники выложат по несколько тысяч деревянных…

Важно то, как этих песен ждут, и то, что чем больше лет им исполняется, тем большую силу они обретают. В чем причина? Сложно сказать. Может быть, в том, что каждая песня с годами становится «объемнее» оттого, что ее все больше людей ее переписывают, переслушивают, подбирают к ней аккорды, поют ее на тесных прокуренных (сонных?) кухнях или в тамбурах поездов… А может быть, в том, что она так давно не звучала вживую. А потом вдруг звучит, и вот тут порой хочется почувствовать себя частью толпы. Именно толпы, которая состоит из случайных, в общем-то, людей. Но когда раздаются первые аккорды, такие знакомые, такие заслушанные бесконечное количество раз на пленке — вот тут возникает фантастическое единение. Когда эти самые незнакомые люди переглядываются, берутся за руки, подходят еще ближе. И каждый из них чувствует примерно одно и то же — что это он, именно он находится вон там, на сцене, в свете софитов, под прицелом тысяч глаз. Такой вот обмен энергией.

Не каждому альбому, не каждой песне уготована такая судьба. Но «Шестого лесничего» двадцать лет спустя, вероятно, ждет именно это.

Наверное, дело в том, что у альбома свой, совершенно особенный почерк. И, заметили — каждая песня в нем абсолютно не похожа на другие. «Театр теней» — полумистическая, словно построенная на игре света и тени. «Стерх» — тревожная баллада, «Осеннее солнце» — ностальгическая… «Аэробика» — гимн уже не одного поколения — сколько еще красных огней на ней будет зажжено?

Но каждая песня — личностная, и каждая не отпускает очень долго. А значит, будут снова красно-черные чудеса и алые огни в темноте зрительного зала, будут сказки — и добрые, и печальные, и поедет по городам все та же, что и тогда — армия жизни.

На альбоме этом «всего» 8 песен, но в каких нелегких условиях он рождался, был выхоженаи «выкормлен с рук». «Шестoй лесничий» — третий студийный альбом рок-группы «Алиса». Запись альбома началась зимой 1987 года, а завершилась аж в 1989-м. Процесс этот осуществлялся на передвижной студии «Тонваген» небезызвестной фирма «Мелодия», которая была изготовлена в Лондоне для выставки «Связь-80», проходившей на территории Москвы. Студия перемещалась по различным городам, где официально записывались пластинки местных групп, а так как работа над «Шестым лесничим» велась бесплатно и подпольно, то участникам группы «Алиса» для того, чтобы прописать свои партии, приходилось ездить следом за студией и вести работу ночью. По официальным данным, тираж пластинки превысил 1 млн. экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу. В статье «Искусство быть дерзким», опубликованной в журнале «Мелодия» (автор Егор Петров), говорится, что «альбом ’’Шестой лесничий’’ показал совершенно иную Алису, нежели привыкли слышать поклонники: от хард-рокового напора не осталось ничего, но внутреннее напряжение, свойственное всем работам группы, сохранилось». Автор статьи называет альбом «философскими размышлениями Константина Кинчева об окружающем его мире, но без ориентации на определенные явления». Он также пишет, что «умение охватить всю ситуацию сразу, без излишней конкретики всегда было свойственно Константину Кинчеву, и на новой пластинке он превзошел самого себя».

А пока, вспомним-ка слова. С самого начала, как только щелкнула кнопка «воспроизведение» или иголка проигрывателя чмокнула глянец винила:

Я тебе разрешаю все
Делай все, что хочешь, только хорошо.
Твои права — мой закон.
Я — твой слуга, ты — мой гегемон

Ииииии — поехали! ))

Москва
ГЦКЗ «Россия» в ДС «Лужники»
15 ноября 2009
19:00

#