King Crimson Festival. В прог.

Олег Мартишин  

13 сентября 2008 года

Интересно влияние группы King Crimson на мировую рок-музыку в целом и на умы отечественных меломанов в частности. Играя сложную концептуальную музыку, требующую специальную подготовленность слушателя и специфический вкус, эта группа, тем не менее, продавала свои пластинки миллионными тиражами и собирала десятки тысяч людей на свои концерты.

Также примечательна творческая эволюция этого коллектива. Есть группы, чей состав участников не меняется практически на протяжении всей их карьеры и отсутствие хотя бы одного из музыкантов уже приводит к дискредитации музыкальной составляющей группы. Первое, что приходит в голову из подобных примеров — это группы The Beatles, U2 и Queen. С другой стороны, есть харизматичные лидеры-одиночки, которые и олицетворяют собой группу в целом. Состав участников может лихорадочно меняться (и, как правило, это так и происходит), но лидер остается один. Яркие примеры — это, безусловно, Dire Straits и Марк Нопфлер и King Crimson во главе с Робертом Фриппом.

В какой-либо гипотетической школе изучения рок-музыки творческий путь группы King Crimson стоило бы выделить в отдельную дисциплину, а благодаря их творческим пертурбациям на экзамен по данному предмету можно было бы сформировать штук пятьдесят сложнейших билетов.

Цель King Crimson Festival — собрать вместе всех музыкантов, которые в то или иное время играли в этой группе, и позволить меломанам оценить вживую прекрасные и в то же время крайне непростые песни (музыкальные полотна, триптихи и т.п.) King Crimson. Сам Роберт Фрипп, как известно, персона достаточно специфическая, и крайне неохотно гастролирует с группой. Так зачем же ждать, пока господин Фрипп выйдет из очередного астрального творческого трипа?

Как и можно было ожидать, клуб Б1 был забит до отказа. Как уже неоднократно было подчеркнуто в моих отчетах, старые и (журналистский штамп) проверенные временем группы стабильно собирают большое количество людей, в отличие от новомодных дутых поп- и рок-персонажей.

И вот King Crimson Festival открывает финно-американская группа KTU — плод усилий двух дуэтов: Киммо Похьонена — Самули Косминена и Пэта Мастелотто — Трея Ганна. Это было нечто невообразимое, мощная и профессиональнейшая ритм-секция King Crimson вместе с харизматичным аккордеонистом. Пусть аккордеон ассоциируется у вас со свадебными плясками или парижскими музыкальными зарисовками — это был самый настоящий инструментальный прог-рок. А некоторые композиции вполне подошли бы в саундтрек какого-нибудь триллера про отпрысков Сатаны — было настолько страшно и гнетуще, что было не по себе. Публика отлично приняла этот коллектив и благодаря ему сразу настроилась на непростую и захватывающую музыку.

Далее на сцену вышел Эдди Джобсон, легендарный британский музыкант из группы UK, который играл с такими корифеями прогрессив-рока, как YES, Jethro Tull, Roxy Music, Frank Zappa band, Curved Air. Уникальность ситуации была в том, что это было его второе живое выступление за последние 27 лет. Потрясающий клавишник и скрипач, Эдди Джобсон позволил погрузиться слушателей в пучину полиритмии, додекакофонии и неповторимого ощущения глубины окружающего мира.

Следующими на фестивале были заявлены Adrian Belew Power Trio — публика неистово приветствовала легендарного Эдриана Белью. Компанию ему составляла уникальная ритм-секция — брат и сестра Джулия и Эрик Стик, которым по возрасту было немногим за 20 лет. Это было потрясающе — дай бог нашим 20-летним дарованиям играть рок-музыку, не говоря уже о прогрессив-роке. Следует отметить хороший звук в клубе Б1 и неповторимую энергетику и великолепные импровизации выступающего коллектива. Честно говоря, иногда просто терялось чувство окружающей реальности от звучащих гармоний и полиритмических ходов.

Но публика ждала главного — и вот этот момент настал. На сцене Пэт Мастеллото, Эдди Джобсон, Эдриан Белью и сам Тони Левин — легендарный бас-гитарист. Список его работ на его же сайте занимает большое пространство, подчеркнем только его сотрудничество с Джоном Ленноном и Питером Гэбриелом. Что было дальше — просто не описать словами. Роберта Фриппа неоднократно упоминали на этом фестивале и, безусловно, жалко, что на этом мероприятии он не присутствовал — но звучащие со сцены песни King Crimson звучали на сто процентов по-кримсоновски и было обостренное ощущение того, что называется «мурашки по коже». Признаться, большинство зрителей ждали этого момента, и легендарные музыканты выложились на все сто процентов.

После концерта можно было достаточно свободно пообщаться со всеми музыкантами, следует отметить, что Тони Левин абсолютно душевен и отзывчив в общении, что собственно и отличает по-настоящему талантливых и умных людей.

Сама идея King Crimson Festival безусловно уникальна и по-своему колоссальна. Большое спасибо организаторам этого мероприятия; собрать вместе столь уникальных и потрясающих музыкантов — это большое дело и реальный способ всколыхнуть музыкальных меломанов и заставить их немного поработать мозгами, продираясь сквозь дебри прогрессив-рока.

#