QUEEN в Москве. Чудо, которое нам нужно

Олег Мартишин  

18 сентября 2008 года

Писать анонсы и отчеты к концерту группы Queen — непривычное дело. Замотивировать людей посетить данное мероприятие — так любой гражданин Российской Федерации, вне зависимости от уровня IQ, социального статуса и вероисповедания сходу напоет, как минимум, пять-шесть «квиновских» нетленок. Написать в отчете, как все было круто — опять же, никакие слова не позволят описать этот размах и красоту. По своему журналистскому долгу к тем или иным концертам необходимо готовиться — почитать историю группы или исполнителя, обновить в памяти несколько альбомов. Что касается группы Queen, то десятки их песен уже прочно прошиты в сознании среднестатистического меломана, а все видеоклипы затерты до дыр и растащены на цитаты. Статус Queen даже не обсуждается — во многих рейтингах «самых-самых рок-групп» они занимают первую строчку, опережая The Beatles. Готов признать, что возможно даже у «битлов» было поменьше «народных» хитов, нежели чем у Queen.

Сказка закончилась в 1991 году, когда умер Фредди Меркьюри — фронтмен группы и лучший, по мнению многих, рок-вокалист всех времен и народов. Заменить подобную фигуру просто не представлялось возможным и целесообразным. Посему остальные музыканты Queen организовали масштабный концерт памяти Фредди, позже выпустили прощальный альбом «Made in Heaven» и разошлись, каждый своей дорогой.

Однако года четыре назад стали появляться слухи о возможном воссоединении группы Queen с новым вокалистом (подобные ситуации начали происходить и с группами The Doors и INXS). В итоге новым вокалистом Queen стал Пол Роджерс — достаточно именитый музыкант, работавший ранее с группами Bad Company и Free и также признававшийся как один из лучших голосов в рок-музыке. Надо отдать должное Мэю и Тэйлору (Дикон отказался участвовать в этом проекте) — никто не говорил о полноценном реюнионе. Всем понятно, что Фредди в этом мире не заменит никто — но почему бы не собраться снова и поиграть любимые песни? Лично мне не нравится, когда Мэя и Тэйлора начинают упрекать в лишней попытке подзаработать денег — их, если учитывать долгую и головокружительную карьеру, нищими никак не назовешь. Почему же, если хочется поездить по миру с концертами и сыграть свои же песни, не сделать этого?

На мой взгляд, выбор Роджерса на место вокалиста вполне правомерен. Безусловно, можно было бы найти типа, по вокалу и фактуре практически идентичного Меркьюри — но это зрелище однозначно было бы мерзким. Музыканты пошли по другому пути — они взяли безусловно сильного вокалиста, но с несколько другой фактурой и иной стилистической направленностью. Пол Роджерс более блюзовый — голос с хрипотцой, интонирование и все в таком духе. Поэтому, на мой взгляд, даже неуместно спорить, стало ли хуже или лучше — стало по-другому. Это в любом случае уже не группа Queen как таковая, а музыканты этой группы плюс приглашенный вокалист. Собственно, что и указывается на афишах.

Концерты Queen+Paul Rodgers были заявлены в Москве два дня подряд — достаточно редкая концертная практика для современных российских реалий. Но надо отметить, что все эти два дня Олимпийский был достаточно укомплектован, и если бы был организован один единственный концерт, то однозначно был бы полный аншлаг. Нам довелось посетить оба выступления — это была достаточно необычная практика, зато она позволила внимательно все расслушать и проанализовать.

Если сравнивать друг с другом эти концерты, то можно отметить, что они были практически идентичны, не считая небольших перестановок в сет-листе. Мощная One Vision открывала оба шоу, и следует признать, что Полу Роджерсу вполне по силам драйвовые и темповые песни «Queen», и со стороны выглядит это достаточно аутентично. Поэтому следовавшие далее Tie Your Mother Down, Fat Bottomed Girls, Another One Bites The Dust, Hammer To Fall и I Want It All подняли и растормошили всю публику. Действительно, было некое ощущение волшебства — вот он Брайан Мэй, вот Роджер Тэйлор, а вот и эти классические песни в живом исполнении… Во время исполнения I Want To Break Free я уже отошел от некоего шока и приблизился к состоянию абсолютного меломанского счастья. В принципе, программа была построена достаточно грамотно — в начале ударный блок из классических песен Queen, чтобы публика поняла, что это то, ради чего они пришли. Далее началась акустическая часть — надо отметить достойную режиссуру шоу, ни много не мало на уровне театрального спектакля.

Вначале на подмостки в фан-зону вышел Пол Роджерс с акустической гитарой, где исполнил свою песню Seagull. Далее к публике вышел Брайан Мэй, которого приветствовали оглушительными овациями. Он попросил, чтобы песню, которую он сыграет сейчас, с ним спела вся публика — специально для Фредди. Это была Love Of My Life — и один из самых трогательных моментов этого концерта. Далее на подмостки вышел Роджер Тейлор, которого приветствовали не менее внушительными аплодисментами. Действительно, стоило посетить этот концерт только ради этого момента — Брайан Мэй и Роджер Тэйлор на расстоянии вытянутой руки исполняют вдвоем песню `39. И это были настоящие Queen.

Далее к ним присоединились остальные музыканты, которые помогли полным составом доиграть `39. Затем пришло время сольного сета Роджера Тейлора, который баранными палочками по струнам на бас-гитаре изобразил рифы из Under Pressure и Another One Bites The Dust. Потом последовало продолжительное барабанное соло и, абсолютно логично, I’m In Love With My Car — неизменный сольный номер Тейлора еще со времен 70-х.

Следующее исполнение новой песни Say It’s Not True было тоже одним из впечатляющих моментов шоу. По мелодике классическая «квиновская» баллада — первый куплет поет Роджер Тейлор, далее вступает Брайан Мэй, а в самый кульминационный момент включается Пол Роджерс. В общем-то, эта песня наиболее логично отражает нынешнюю реинкарнацию группы Queen, причем в самом лучшем свете.

Далее концерт продолжался уже на основной сцене всем составом. Классические «квиновские» песни перемежались с номерами из репертуара Bad Company и Free, прошлых групп Пола Роджерса. Эта компиляция ярко продемонстировала отличие мелодического таланта музыкантов Queen от сухой хард-блюзовой направленности песен Пола Роджерса. Что скрывать, было приятнее послушать Bijou (с вокалом Меркьюри, звучащим с пленки), A Kind Of Magic и Crazy Little Thing Called Love, нежели сольные номера Пола Роджерса (что, однако, нисколько не умаляет его таланта, как автора и исполнителя).

Далее наступило время по-своему уникального перфоманса — на экранах появился Фредди Меркьюри и под живой аккомпанемент группы он начал петь «Богемскую расподию». Безусловно, это было ключевым моментом всего шоу. Надо было видеть, как тысячи людей пели эти строчки, знакомые с детства, и как слезы наворачивались от ощущения того, что ты присутствуешь при каком-то волшебном и неповторимом событии. В хард-роковой части линию вокала подхватил Пол Роджерс, что с одной стороны показало преемственность в эволюции группы, а с другой стороны тот факт, что кроме Фредди никто не может ТАК петь его песни.

Прозвучавшие «на бис» We Will Rock You и We Are The Champions окончательно закрепили то ощущение, что музыка Queen бесспорно гениальна и будет находить отклик еще на протяжении сотен и сотен лет, подобно шедеврам Моцарта, Бетховена и Баха. Отрадно, что эта группа продолжает свое развитие, уже в новой ипостаси и радует нас новыми альбомами. Кстати, их новый альбом «The Cosmos Rocks» уже вышел — так что если у вас не получилось увидеть, то есть возможность услышать.

#