Сплин поделились «Сигналом из Космоса» в Олимпийском

Елена Бессчастная  

07 октября 2009 года

Если когда-нибудь стихи Саши Васильева начнут учить в школах и разбивать на ямб и хорей, то, пожалуй, ученики сломают голову над периодом творчества поэта времен «Сигнал из Космоса», и вероятнее всего придется им придумать новый метод литературного анализа, чтобы узнать, что же хотел сказать автор.

Но за окном идет 2009 год, группа Сплин на сегодняшний день является одной из самых популярных отечественных групп и «Сигнал из Космоса» пока что совершенно новый альбом, презентация которого состоялась 3 октября в спорткомплексе «Олимпийский».

35 песен, необыкновенно красивый видеоряд, в котором перемешаны звездное небо и сюрреалистические сюжеты, освещение, подобное прожекторам от неопознанного летающего объекта – все серьезно, красиво и масштабно. И, по сути, совершенно неважно.

«Хороший гараж» – говорит Александр Васильев, имея ввиду самую большую концертную площадку страны и он не шутит, потому что какая разница, как выглядит форма, если Сплин — это, прежде всего, содержание, а проще говоря – человек с гитарой, которой уже много лет сочиняет очень хорошие песни. И какое значение имеет, сколько стоят космические декорации и сколько человек в зале.

Сплин – это как раз тот случай, где форма и содержание находятся в абсолютной гармонии. Содержание всегда остается прежним, а точнее, для каждого – свое, а с формой можно производить любые эксперименты.

Да и какая разница, спеть первую песню «Добро пожаловать» или просто рассказать, ведь ясно и так – «Привет, ты словно прилетел с других планет, всех нас порадовать».
А потом все становится на свои места – Александр Васильев берет в руки гитару и одну за одной играет мощнейшие по звуку и накалу страстей «Настройку звука», «Волну», «3007», «Праздник» и кульминационную «Больше никакого рок-н-ролла».

Формально стоит отметить, что звучит Сплин превосходно, но звук тяжелый, чистый, или мощный – может быть только в том случае, если слушать, но не услышать Сплин.

Песни Александра Васильева – это уже давно не слагаемые из гитар, барабанов и голоса мелодии – это истории, рассказанные поэтом, которые становятся частью жизни слушателей. Каждая спетая песня, каждая строчка – это кусочек воспоминаний, впечатлений и ощущений каждого человека, который пришел послушать свою любимую группу.

Это становится очевидно, как только угадываются первые аккорды «Бонни и Клайд». Зал замирает и тихо поет от первой до последней строчки. Как можно догадаться, хоровым пением встречаются все песни с ранее вышедших альбомов. Даже «Скажи» и «Маяк» зал слушал с замиранием сердца, хотя еще пару лет назад «Раздвоение личности» тоже казалось крайне смелым и полным экспериментов.

А сегодня, два года спустя, кажется, что это было только начало, и именно теперь наступило время действительно новых музыкальных решений – чего стоят только «Зеленая песня», «Все так странно», и «Корабль ждет!». Последнюю, кстати, Александр Васильев назвал «нашей с вами любимой песней» и исполнил ее так задорно и артистично, что если она до этого таковой не являлась, то обязательно ей стала.

Что до любимых песен, их исполнено было предостаточно. «Весь этот бред», «Романс», «Джим», «Остаемся зимовать», и такие раритеты как «Далеко домой» и «Альтависта». Зрители в зале традиционно ждали «Выхода нет» и «Орбита без сахара», но так и не дождались. Александр Васильев сказал: «Больше не будем глумиться. А может, и будем» и причудливо перемешивал песни, исполняя совершенно новую «Человек не спал» между «Весь этот бред» и «Время назад».

В качестве логического завершения концерта Александр исполнил «До встречи», вернув тем самым погрузившийся в ностальгию по «Гранатовому альбому» зал на землю, а если точнее, с земли обратно в космос и констатировал, что сигнал оттуда принят.

Но было бы несправедливо заканчивать концерт строчками «До встречи там, на небесах» и он вернулся. Пел, конечно, старые добрые «Гандбол», «Линию жизни», «Тебе это снится» и «Сидели и курили». А потом так пронзительно закончил концерт песней «Приходи», что стало совершенно очевидно, что на сцене все тот же Саша Васильев, который всегда писал, пишет и должен писать хорошие песни, и неважно, насколько ломанный в них будет ритм, непривычные гармонии и странные сюжеты, они все равно станут неотъемлемой частью жизни каждого слушателя. И бесполезно анализировать то, что невозможно записать на бумаге. Это как сигнал из космоса, который некоторые принимают, а некоторые нет. Ведь для каждого он свой.

#