Концерт Massive Attack в Москве

Евгений Юлаев  

19 октября 2009 года

В 2003-м многие, видимо, посчитали, что некие Massive Attack — это довесок к выступлению Дейва Гэана (зал, отпев хиты Depeche Mode и вежливо выслушав сольное творчество фронтмена народной российской группы, заметно поредел). Поэтому удивительно было наблюдать практически аншлаг в ДС «Лужники», учитывая и то, что ни одного полноценного альбома MA с тех пор так и не выпустили, но за два года со времени запуска слухов об его выходе уже успели обкатать новые треки «живьем».

Согласно купленным билетам, а именно времени начала, на сцену в уже знакомом красном платье вышла Martina Topley Bird, киска-птичка олдскульного трип-хопа, чье ленивое мяуканье было лучом света в темном царстве ранних альбомов Tricky. С помощью мультиинструменталиста (одна штука) и древних этнических инструментов и модных loop stationзов (в ассортименте) она исполнила аскетичные версии своих незатейливых, в целом, песенок и мило пообщалась с залом на русском («…я нэ лублю целоватися с Языком!»), и попрощалась, но, как мы и подозревали, ненадолго…

Выдержав положенную техническую паузу, ровно в 21:00 на сцене появляются сами «отцы» трип-хопа. Пока разогревается экран, действо похоже на некую мессу — зал освещен, пожалуй, даже ярче, чем люди на сцене, которые совершают некое таинство. Сет открывается тремя новыми (т.е. пока не изданными) треками, далее, к оживлению публики, рокочет Risingson, на коду превращающийся в эдакий индустриальный транс с атональным гитарным соло (рецепт, который они используют не только в этой песне, но мне кажется, что это самые острые моменты живых выступлений Massive Attack, в этом есть какое-то колдовство…).

Основные участники, мозг и нерв группы Robert Del Naja, известный как 3D и обладатель дивного низкого бархатного голоса Grant Marshall (Daddy G), регулярно уступают не только микрофоны, но и сцену «гостевым» вокалистам — Martina Topley Bird в уже дважды знакомом платье, бодрому ямайскому старцу Horace Andy и отвечающей за ранние треки с бОльшим уклоном в «соул» пышнотелой Deborah Miller.

Видео в ряде песен представляет из себя ненавязчивую агитку, как-то: счетчик, начавший отсчет с копеечных зарплат африканцев и кончивший восьмизначными цифрами прайса на дамскую сумочку от «такая-то итальянская/французская фамилия» и т.п., а также высказывания известных и не очень личностей о свободе. В Inertia Creeps особое оживление в зале вызвал набор российских желтых заголовков, который, впрочем, сменился предупреждениями о том, что британское правительство планирует меры по вмешательству в частную жизнь граждан.

Звук, по крайней мере, в тылу танцпола, был близок к идеальному — ведь могут, если захотят! Массивная атака низких частот присутствовала (подойдя поближе, я удивился мужеству этих людей, стоящих по краям в 1-м ряду, под порталами), и в тоже время детали и нюансы, в том числе дающая петуха киска (см. выше) были прекрасно слышны. Но отдельное спасибо стоит сказать Martina Topley Bird за Teardrop, в концертной минималистичной аранжировке ее голос раскрылся и накрыл слушателей слезоточивым куполом.

В профильной прессе сложилось мнение, что это, пожалуй, лучший концерт года. Да почему бы и нет…

#