U2 в России показали уникальную программу

Роман Сысоев  

27 августа 2010 года

Разогрев в исполнении шотландско-ирландской группы Snow Patrol был лаконичным и вкусным. Жаль, я сидел, все же, далековато от сцены (сектор B4, хотя тысячи наблюдали действо из еще более дальних точек). Несомненно, «специальный гость» достоен отдельных гастролей в России, 40 минут — это чрезмерно скромно. Перекрывая удовольствие от выступления «Патрулей», мозг отчаянно не мог согласиться с визуальной информацией, получаемой, соответственно, от глаз — официально шоу уже началось, а трибуны большой спортивной арены в Лужниках были заполнены едва на две трети. В то время как билеты на почти все ближайшие по графику концерты U2 по миру уже распроданы.

До выхода на сцену героев вечера, после разогрева для перемонтажа сцены было отведено не менее 45 минут — за это время целый тайм играют. Потому я отправился правдами или неправдами искать проход к местечку поближе к сцене. Что, несомненно, казалось утопией — вход производится строго по штрих коду только в определенный сектор. Но я ждал этого концерта слишком долго, чтобы сидеть за полкилометра от прекрасного «Когтя».

Важно отметить, что шумиха вокруг долгожданного приезда U2 в Россию была такой, что лично я шел в Лужники как на первый в жизни секс, казалось, что это просто невозможно — что вот Она будет передо мной все эти несколько часов, и я смогу наслаждаться этим зрелищем, будучи, на сей раз еще и участником.

То, что десятилетиями было возможно только в картинках и звуке, через несколько мгновений предстанет во плоти. Она — группа U2, уже здесь. Слишком много приготовлений, чревато фрустрацией.

Утопическая мечта оказаться близко к сцене была услышана небесами и стала явью. Практика «журналист меняет профессию» пошла в ход. И вот я уже, в синей майке персонала рабочего сцены сижу почти у нее (сцены), прикидываясь «своим». Пристроиться к куче молодых ребят, призванных на подмогу для погрузки аппарата после концерта стоило смелости и хитрости, но в состоянии, описанном выше, на что только не пойдешь. Надо отметить, что я, как мог, отработал впоследствии свое хорошее место у сцены и покатал с трудягами к грузовикам несколько ящиков аппарата U2, пока в ожидании отмашки на выход с трибун было нечем заняться.

Вот она — дорожка к огромной сцене, по которой должны выйти Сами — судя по скопившейся близ нее кучке народу, видимо, особо приближенного к группе. Час ожидания после разогрева (и десятилетия сугрева от их музыки) — и вот мы видим, как по дороже движутся участники группы — Боно, скромно, позади. Да, примерно такой он и был, первый секс — кажется что страшно и невозможно, а потом, уже в процессе — все возможно и страшно... интересно. Ничего невозможного нет.

Интро, затем традиционная, на протяжной мажорной ноте «Beautiful Day» и как по команде и будто подготовленная часть шоу — дождь, переходящий в сильный ливень, отчего, кажется, все происходящее стало еще прекрасней... «Rain, I don’t mind...» — вставляет Боно строчку из битловской песни. Позже небесная стихия воспевалась вставками из старой английской «I’m singing in the rain, just singin’ in the rain», которую Боно напевал, шагая по круглой дорожке края сцены той же походкой, как это делал Джин Келли в знаменитом мюзикле «Поющие под дождём».

Легко мне говорить о прекрасности начавшегося ливня, наблюдая за всем сидя под козырьком на трибуне первого ряда в числе пришедших на работу ребят.

Разбор концерта по песням уже неоднократно сделали мои коллеги, а также многочисленные блоггеры. Надо ли повторяться, рассказывая о том, как хорошо и мощно все звучало, каким был видеоряд и различные вставки — с фото и видео российских космонавтов, с которыми имел удовольствие однажды познакомиться Боно, например. Стоит ли расписывать слова-посвящение лидеру оппозиционной Национальной лиги Бирмы, политической заключенной Аунг Сан Суу Кий (песня «Walk On»). Напоминать ли о пламенной речи южноафриканского пастора Десмонда Туту, постоянного персонажа на концертах U2, делающего пафосную подводку к «One»... Говорить ли восторженно о блестящей версии связки «I’ll Go Crazy If I Don’t Go Crazy Tonight / Discothèque»? Сидевшему до сей песни за ударной установкой под укрытием от дождя в виде «грибочка» Ларри Маллену тут пришлось помокнуть, теперь уже не только от активной игры на ударных — он вышел «в народ» с там-тамами, висящими на шее. В какой-то момент, погружаясь во весь этот драйв и видеоэффекты на огромном экране, я почти чувствовал, что вся эта махина — сцена, которую сам Боно прозвал не иначе как «космическим кораблем» сейчас еще чуть-чуть и оторвется от земли и взлетит вместе с десятками тысяч зрителей. На финальной «Moment of Surrender», по предложению Боно эти тысячи сделали «Млечный Путь» включив мобильные телефоны. Это было прекрасным зрелищем, во все 360 градусов, когда можно было рассмотреть объемы стадиона, ведь на протяжении концерта противоположные трибуны прятались в мрак. И трибуны оказались практически полностью заполненными! Эта финальная песня была посвящением погибшим в недавних пожарах, одолевших немало российских деревень и городов. Концерт получился и грандиозным, и трогательно-сентиментальным одновременно.

Боно сказал не так много слов за концерт, но все и они прозвучали как одно сплошное признание — таланта, самоотверженности, новаторства. Российскому президенту за... видимо любовь не только к Дип Перпл; присутствующему здесь Михаилу Горбачеву, российским космонавтам, Юрию Шевчуку... Тем, кто стоял в «Red Zone», чьи кровные, помогут лечить больным СПИДом детей... Все сказанное Боно переводилось бегущей строкой — если стройно подпеть из-за плохого знания языка не все «наши» могут, то здесь барьера для понимания не было. Впрочем, о «бегушке» постепенно забывалось и казалось, что вот уже мы говорим на одном языке...

Сет-лист оказался несколько неожиданным. Вернулась в него «Pride (In The Name Of Love)» — эта справедливость восторжествовала еще на предыдущем концерте в Хельсинки. Жаль, были исключены «Hold Me, Thrill Me, Kiss Me, Kill Me» и «Line On The Horizon», на предыдущем концерте, как раз, представленная. И, наконец, уникальнейшее исполнение «Knockin’ On Heaven’s Door», когда глазам и ушам не поверили — на сцене вдруг оказался... Юрий Шевчук.

И теперь все СМИ завалены новостями о том, что Шевчук спел с Боно. Или Боно спел в Шевчуком — как круче звучит? «Мама сними с меня эту нашивку, она мне больше не нужна, уже темно и ничего не видно, пока стучусь я в двери сна» — спел Юлианович по бумажке, видимо набросанные сходу слова и, как полагается, окликнул зал: «Россия!». Этакая вольная интерпретация текста оригинала на русский, благо, не коснулась припева, и тут уж затянули на пару с горячей поддержкой зала. Надо сказать, что это, увы, были единственные слова во всем концерте, которые российская публика смогла пропеть дружно.

«Мы его ученики» — удачно съюморил лидер U2, видимо, хорошо понимая всеобщий «отпад» фэнов U2 от сего дуэта. Впрочем, когда на сцене наша русская легенда из легенд поет с их такой же легендой, это, конечно, символично. Вчера Шевчук выступает на митинге, где скандируют «Путина в отставку», на что ведущий Артемий Троицкий парирует, что «вот и прозвучала еще одна песня со вполне симпатичным припевом», а сегодня он стоит на сцене главного концерта с человеком, который еще вчера пил чай с Президентом этой страны — но это, впрочем, такой, политиканский анализ — Шевчук это, всего лишь, тот бородатый дядька, что поет самую популярную песню про «Осень», а Боно — вокалист группы, у которой сейчас самое крутое в мире шоу. И вот эти два мэтра — рядом, под гитарку. Причем, старая дилановская «Knockin’ On Heavens Door», к которой приложил руку Юрий Юлианыч, вмиг обрела «дух русского рока» и, казалось, что вот-вот послышится «Эй, Начальник!». В общем, забавно это все Боно придумал, масс-медиа есть о чем пошуметь, блоггерам есть, что перетереть. Ну а мы уж не будем.. Хорошо что вырубка Химкинского леса приостановлена, может как-то подспудно гастроль U2 в России и все эти встречи и дуэты на ход событий и повлияли, ничего не бывает случайно.

Теперь остались Radiohead, Coldplay и, пожалуй, Killers. Будем ждать.

#