Back in Russia: Paul McCartney снова выступил в Москве

Олег Мартишин  

17 декабря 2011 года

Для концертного обозревателя есть несколько видов мероприятий — те, которые нужно посещать «по обязаловке» и писать отчет также без желания, те, которые все-таки интересно оценить и составить свое впечатление, и наконец те грандиозные и исторические выступления, присутствовать на которых ты считаешь своим долгом, а отчет о прошедшем мероприятии пишешь с особым трепетом и вниманием.

Концерт Пола МакКартни (Paul McCartney), прошедший 14 декабря 2011 года в Москве в спорткомплексе «Олимпийский» не просто относится к подобным грандиозным действам, а является эталонным шоу вообще. Если по поводу выступлений других зарубежных рок-звезд еще можно поразмышлять — ехать или не ехать, но что касается Пола — вопросы отсутствуют априори, конечно надо присутствовать и наслаждаться самой возможностью вживую послушать легендарного «битла».

Спасибо большое организаторам концерта — они все-таки смогли включить Москву в плотный график европейского турне МакКартни, ведь если его выступление на Красной площади в 2003 году было анонсировано чуть ли не за год, то об этом декабрьском шоу стало известно буквально за пару месяцев, в сентябре-октябре. Этот неожиданный сюрприз лишь подстегнул интерес публики, ибо томиться год и ждать концерт — вредно для нервов, а тут известие о грядущем приезде Пола в Москву стало настоящим подарком.

Да и просто представьте себе, допустим, XIX век — «золотую эпоху» русской классики, можно было попасть на поэтический вечер Пушкина, или погулять по Петербургу с Достоевским, а то и приехать в Ясную Поляну и побеседовать со Львом Толстым. Или Европа XVIII века — было бы весьма приятно посетить кулуарный концерт Моцарта, подсесть поближе к его клавесину и лично оценить его прекрасные мелодии. Считаю, что Пол МакКартни — фигура того же масштаба. Просто представьте, в какое великолепное время мы живем, ведь через сто, двести лет, да и вообще в течении всей истории человечества творчество МакКартни будут продолжать изучать в школах и консерваториях, а он сам станет некой легендарной титанической фигурой — подобно Леонардо да Винчи и Баху. Как же можно пропустить возможность услышать битловские шедевры в исполнении автора?

Пробравшись в фан-зону, я занял прямо таки неприлично близкое место к сцене, прямо посередине, напротив микрофона Пола, в метрах 10 от него. Но за все приходится платить — чтобы остаться в этом роскошном местоположении, пришлось недвижимо простоять полтора часа в ожидании концерта, слушая ди-джея, который ставил песни Beatles в остроумных аранжировках. Приятно, что МакКартни относится к своим биловским нетленкам не как к чему-то забронзовевшему и недостойному вмешательства, а оценивает их в каких-то безумных даб-степовых аранжировках.

И вот примерно в 20.40 весь свет в Олимпийском погас, и начальные фанфары возвестили о начале волшебного таинственного путешествия. Надо сказать, что в своем туре музыканты периодически меняют список песен, иногда они начинают выступление с «Hello Goodbye», однако в этот раз была «Magical Mistery Tour», что, в принципе, и к лучшему, ибо «Hello Goodbye» уже была исполнена на Красной площади. Надо ли говорить, что первая песня прошла в состоянии эйфории, никто, можно сказать, песню то и не слушал — зрители во все глаза смотрели на МакКартни, и постепенно приходило осознание, что 1) он существует, 2) он рядом, 3) он играет для нас свои песни. Чтобы никаких деталей концерта не упустить — разберем его просто по ПОЛочкам по каждой песне, начиная с:

Junior’s Farm

Несколько удивителен этот выбор достаточно непримечательного сингла 1974 года, но мы же прекрасно понимаем, насколько наскучило Полу играть одни и те же битловские и сольные хиты, тем более данный номер в живом исполнении был достаточно бодрым, дал возможность перевести дух и осознать, что впереди целый концерт Пола МакКартни (без каламбура не обошлось).

All My Loving

Ну конечно же! Практически первый хит Пола МакКартни, великолепно демонстрирующий безудержное веселье и оптимизм ранних Битлз На заднем фоне показывают кадры «битломании» первой половины 60-х, что только прибавляет трепета перед теми великими временами.

Jet

МакКартни умело распределяет песни в своем сет-листе, после битловского хита он исполняет этот номер из своего сольного альбома «Band on the Run» 1973 года. Почему-то Пол очень любит «Jet» и играет ее на всех своих концертах. Ну а у нас есть возможность подпеть Полу «ууу-ууу-ууу»!

Got to Get You into My Life

А вот и сюрприз, эту песню МакКартни также играет под настроение, перемежая ее с «Drive My Car», но отлично, что прозвучала именно «Got to Get You into My Life», великолепная харизма которой прекрасно дополнила этот вечер.

Sing the Changes

Опять же, после битловского шедевра Пол исполняет номер из последнего альбома своего электронного проекта Fireman. На самом деле чувствуется, что ему все-таки доставляет больше удовольствия играть что-то новое, нежели хиты, которые он играет на протяжении пятидесяти лет своей карьеры. Песня звучит вполне в духе XXI века и, как ни странно, весьма напоминает стадионные гимны U2.

The Night Before

Приятно, что МакКартни включил эту песню в сет-лист тура, до этого он ее вживую никогда не исполнял. Хочется отметить, что особо радуют именно подобные номера — не затертые битловские хиты, а оригинальные песни, радующие знатоков-битломанов.

Let Me Roll It

Монументальный роковый номер с альбома «Band on the Run», и если на пластинке он звучит достаточно статично, то вживую эта песня демонстрирует всю мощь аккомпанирующей группы — нет, это не выставка прошлых достижений постаревшего композитора, а сильный и актуальный роковый материал.

Paperback Writer

По традиции после песни из репертуара Wings исполняется битловская песня, своеобразный пик концерта — отличный звук, прекрасный драйв, превосходные бэки и незабываемая атмосфера 60-х.

The Long and Winding Road

И вот Пол садится за рояль и исполняет эту прекрасную балладу. Думаю, вы согласитесь со мной, что МакКартни — это главный поп-композитор XX века, да и вообще лучший сонграйтер из живущих ныне, ибо Элтон Джон, Брайан Уилсон и прочие корифеи мелодизма сами учились творить под влиянием творчества Пола МакКартни. «The Long and Winding Road» вполне подошла бы в репертуар Фрэнка Синатры, да и самого Элвиса Пресли.

Nineteen Hundred and Eighty-Five

«А теперь для фанатов Wings» — объявляет Пол. Завершающий номер альбома «Band on the Run», и, к сожалению, мы потеряли несколько возможных битловских альбомов 70-х, где эта песня выступила бы достойной кодой. Еще один из плюсов близкого расположения к сцене — видно, что когда начинается финальный клавишный отрывок, МакКартни переглядывается с музыкантами и искренне улыбается, видно, что это одно из его самых любимых мест в его же песнях, и он от души радуется этому.

Come and Get It

Приятно, что Пол внимательно относится к своему репертуару и специально радует битломанов. История этой песни весьма занимательна — изначально МакКартни сочинил ее для Битлз, но потом записал как «демку» для продюсируемой им группы Badfinger. Песня, конечно же, стала хитом в их исполнении, а в авторской интерпретации Пола она явилась миру только в 90-х с выходом битловской Антологии. Чувствуется, что МакКартни приятно доставать из своего обширного творческого багажа разнообразные редкости и удивлять ими публику.

Maybe I’m Amazed

Монументальный роковый хит с дебютного сольного альбома Пола, эту песню он исполняет практически на всех своих концертах. Как не крамольно это прозвучит, но на концерте в Олимпийском было интереснее послушать все-таки сольные вещи МакКартни, чем давно знакомые битловские номера. Тем более эта песня вживую звучит просто невероятно мощно — мурашки по коже и невообразимый восторг!

I’m Looking Through You

Еще один сюрприз, мало кто ожидал услышать эту песню в «Олимпийском» — тем не менее эта превосходная мелодия с битловского альбома «Rubber Soul» великолепно прозвучала и только прибавила приятных эмоций.

And I Love Her

Ну а этот хит Битлз был поистине шоком для знатоков, ибо до этого ни в одном сет-листе тура он не был представлена. Классическая баллада, проникновенное исполнение — один из лучших моментов концерта.

Blackbird

Этой песней открылся обязательный акустический сет, и эта лирическая мелодия прозвучала особенно душевно и животрепещуще.

Here Today

Эту балладу с сольного альбома «Tug of war» 1982 года Пол посвятил своему другу и соратнику Джону Леннону, и прозвучала она, как всегда, проникновенно и лирично.

Dance Tonight

К сожалению, единственная песня из сольного творчества МакКартни за последние 25 лет, которую он исполняет в своем туре. Пол аккомпанирует себе на мандолине, а ударник группы тем временем демонстрирует забавные танцы.

Mrs. Vandebilt

С этой песней также связана отдельная история — перед концертом Пола в Киеве в 2008 году украинские поклонники попросили его включить в свой репертуар этот хит с альбома «Band on the run». Данная песня была практически незамечена на Западе, но удивительно популярна в СССР. МакКартни пошел навстречу просьбам и все-таки исполнил «Mrs. Vandebilt» — «хоп хэй хоп» настолько хорошо зазвучала, что Пол включил этот номер в свой репертуар на «постоянку». Надо отметить, что перед этим московским концертом российские фанаты прислали Полу МакКартни петицию с просьбой исполнить «Monkberry Moon Delight» — но она, к сожалению, так и не прозвучала. Сама же «Mrs. Vandebilt» была одним из лучших моментов концерта.

Eleanor Rigby

Одна из лучших песен Пола, а соответственно и одна из лучших песен в истории человечества. Гитарист с ударником помогают с бэк-вокалами, а под акустику она звучит особенно проникновенно.

Something

Это уже дань уважению своему товарищу Джорджу Харрисону, ведь на самом деле приятно, что Пол исполняет песни своих друзей. Песня начинается под камерный аккомпанемент укулеле, а потом наконец-то разворачивается в необходимое масштабное полотно. На заднем фоне демонстрируются фотографии Джорджа — слезы на глазах.

Band on the Run

Конечно же, один из главных сольных хитов МакКартни — эх, какой бы был прекрасный битловский номер, если бы Джон с Полом не рассорились в 1970 году. Эта песня демонстрирует любовь МакКартни к жанру «поппури» и сборным песенным конструкциям — «Band on the Run» по сути состоит из трех автономных частей, но в совокупности это представляет собой превосходный концертный номер. Музыканты разошлись вовсю — и видно, что все происходящее действо им весьма и весьма нравится.

Ob-La-Di, Ob-La-Da

Как уже упоминалось, весьма отрадно, что Пол время от времени перетасовывает свой концертный репертуар. Наверное, МакКартни мог бы сделать 10 различных хитовых концертных программ и ни разу не повториться в выборе песен — настолько богат его творческий багаж. Этот задорный хит (который Леннон назвал «старушечьим дерьмом») был впервые исполнен в России и только прибавил счастья и без того радостной публике.

Back in the U.S.S.R.

Думаю, как во Франции Пол с особым трепетом поет песню «Michelle», так и в Москве с особыми чувствами исполняется песня «Back in the U.S.S.R.» Пол и сам говорил, что не мог даже подозревать, что будет играть эту песню в России, ведь она была записана битлами как шутка, во времена беспросветного «железного занавеса».

I’ve Got a Feeling

Еще одна битловская песня, которую Пол вытащил на свет божий для этого тура. Идеальный концертный номер — роковый и драйвовый.

A Day in the Life

Монументальная и гениальная песня с битловского «Сержанта Пеппера», услышать ее живьем — невыразимое удовольствие. Тем более когда в конце звучит отрывок из «All you need is love».

Let It Be

Пол возвращается за рояль и поет этот бессмертный шедевр. Еще раз в голове проносится мысль, что мы живем в уникальное время, когда можем слышать эти прекрасные песни в авторском исполнении. Просто великолепно!

Live and Let Die

Заглавная песня к одноименному фильму про Джеймса Бонда. Главная изюминка — это потрясающие спецэффекты; оглушающие взрывы и фейерверки заставили пошатнуться первые ряды фан-зоны, а зрители дальних рядов в полной мере оценили пиротехническое великолепие.

Hey Jude

Этот шедевр — яркий пример стадионного гимна, и конечно же он звучит на каждом концерте сэра Пола. А у нас всех была отличная возможность подпеть в коде и лишний раз сотрясти видавшие виды своды спорткомплекса «Олимпийский».

The Word

После небольшого перерыва Пол с музыкантами возвращаются, чтобы исполнить еще один раритет, «The Word» с битловского альбома «Rubber Soul». МакКартни молодец, что разбавляет обязательные концертные номера вот такими сюрпризами, а исполнение этой песни — в некотором роде историческое событие.

Day Tripper

Один из самых известных гитарных риффов и превосходная битловская «нетленка», прекрасное продолжение концерта.

Get Back

Точно так же — необходимый роковый номер, чтобы поддержать уровень напряженности и драйва на столь масштабном выступлении.

Yesterday

Эта песня открывает второй и, к сожалению, заключительный бис. И какая песня!!! Самая популярная мелодия в мире, известная во всех уголках мира (по моему, даже пингвины в Антарктиде могут насвистеть «Yesterday»). Понятно, что для Пола этот бессмертный хит — тяжкий крест, и тем более вызывает уважение, что он безропотно играет «Yesterday» на каждом своем концерте.

Helter Skelter

Существует стереотип, что Леннон был рокером, а Пол — попсовиком, однако если покопаться в битловской дискографии, то мы увидим, что самые сентиментальные песни все таки принадлежали Джону (например, «Good Night»), тогда как МакКартни в 1968 году решил написать самую громкую и тяжелую песню в истории рок-музыки на тот момент. Это и была «Helter Skelter», которая великолепно прозвучала в Олимпийском.

Golden Slumbers / Carry That Weight / The End

Идеальное завершение идеального концерта — проникновенная баллада, потрясающий роковый джэм с попеременно солирующими гитарами и философская кода «В конце поймешь — любовь к тебе всегда равна любви твоей». Нам остается только представить, с каким трепетом и любовью Пол относится к своим песням и своим слушателям, если взамен он получает безграничную любовь всего человечества.

Это отлично продемонстрировали российские поклонники, постоянно скандируя Полу в Олимпийском «We love you», и сам МакКартни это с удовольствием слушал.

В целом можно отметить хорошую организацию концерта, отличный звук (особенно для Олимпийского) — и просто феноменальный уровень аккомпанирующих музыкантов. Да и вообще стоит отдать должное самому Полу, в 69 лет продолжать ездить в мировые туры и радовать поклонников — это достойно всяческого уважения. Ждем от Пола новых альбомов (тем более они вроде должны быть в ближайшее время) и спокойного семейного счастья, которое он безусловно заслужил. А нас всех поздравим с прошедшим праздником — и постараемся сохранить в себе частичку этого волшебства, чтобы раскрасить свои серые будни в яркие цвета радуги волшебного путешествия в мир музыки Пола МакКартни.

#