Bryan Ferry: 7 ноября под гламурным флагом

Андрей Мальцев  

16 ноября 2007 года

Припаркованный у самого входа в «Б1 Максимум» огромный трейлер с британскими номерами, наводил на мысли, что предстоящий концерт не станет всего лишь скромным акустическим выступлением заслуженного мэтра. И действительно, как заблуждались те, кто полагал, что Брайан Ферри (Bryan Ferry) выйдет на сцену и исполнит под гитару с десяток хитов Дилана, вошедших в его последний сольник. Всё происходило совсем по иному сценарию. Ферри привёз в Москву полный трейлер оборудования и группу, которая едва умещалась на немалой сцене «Б1», и устроил незабываемый праздник музыки и стиля, мало с чем сравнимый по эмоциональной составляющей. Символично, гастрольный график распорядился, чтобы Ферри выступал в Москве 7-го и 8-го ноября, когда 90-ю годовщину октябрьского переворота отмечают те, «благодаря» кому сам Ферри и его группа «Roxy Music» два десятилетия были доступны российской публике только в записях.

Многочисленная и высокопрофессиональная группа, сопровождавшая Ферри, включала музыкантов, которые были бы интересны и сами по себе. В первую очередь — это Крис Спеддинг (Chris Spedding), английский гитарист, который выпустил дюжину сольных альбомов, а так же работавший в качестве сессионного музыканта со многими и многими артистами, самым именитым из которых является Пол Маккартни. И, конечно же, он работал с Ферри многим ранее — ещё в середине 70-х. Любопытно, что сегодня в шоу Ферри он «соперничал» с другим гитаристом, младше его чуть ли не на полвека, и ещё не очень широко известным, но гордо носящим фамилию отца — Оливером Томпсоном. Спеддинг отыгрывал свои соло исключительно профессионально, но когда Ферри выводил на передовую Оливера, от энтузиазма молодого гитариста, казалось, светился весь зал. Младший Томпсон не хотел уступать Спеддингу и демонстрировал такой класс, что сомнениям в его успешной будущей карьере не оставалось места. За барабанами сидел тот самый Энди Ньюмарк, который играл в «Рокси Мьюзик» ещё в начале 80-х. Место, которое раньше должен был бы занять Брайан Ино, заняла эффектная чернокожая специалистка по электронным примочкам и скрипачка, а компанию ей составляли две бэк-вокалистки, обладающие шикарными голосами и какими-то совершенно неземными причёсками. Довершали картину басист, клавишник и саксофонист. В антракте, когда Ферри удалился за сцену чтобы сменить костюм и, вероятно, опрокинуть чарку, они разыграли прекрасный инструментал, продемонстрировав свои таланты в лучшем свете.

А свет, как и звук, не вызвали никаких нареканий. Вся техника была прекрасно отлажена, и выход на сцену Брайана Ферри в сверкающем пиджаке был похож на выход актёра на сцену с роскошными декорациями. Он начал без предисловий, и публика, до того не знавшая чего ожидать от сегодняшнего концерта, взорвалась аплодисментами. Примерно полгода назад на этой сцене выступали французы «Air», и тогда мы отмечали их за создание уникальной иллюзорной атмосферы будущего. Ферри и компания показали, что тоже обладают властью над временем, потому что на полтора часа создали свою неповторимую атмосферу, перенеся всех лет на двадцать, но в прошлое. Старое доброе. Аль Пачино от музыки, едва появившись на сцене, свёл с ума всех женщин в зале. Мужчины же тем временем раздумывали над тем, как, разменяв седьмой десяток, Ферри умудряется оставаться властителем женских сердец. Выходец из рабочей семьи, он давным-давно научился держать аристократичную осанку. Он всю жизнь демонстрирует элегантность и шарм, и сегодня не только не утратил вкуса, но и является лицом одного из респектабельных домов моды. Человек, который способен вернуть слову «гламур» в сознании россиян его первостепенное, не пошлое значение. Говорят, ему принадлежит один из самых закрытых и престижных клубов Лондона. Но всё это антураж, а главное — это, конечно, его обволакивающий голос, который не оставляет равнодушным никого.

Концерт пронёсся на одном дыхании, потому что Ферри не давал скучать залу ни минуты. Выйдя на сцену, он показался несколько дистанцированным и отстранённым. Выступление началось энергично, без раскачки, и на одной волне понеслись хиты. Прозвучала дилановская «Knockin’ On Heaven’s Door», которую кто только не исполнял, но, кажется Ферри превзошёл всех, если сам Дилан отмечал его за оригинальное переосмысление его работ (как некстати вспомнился здесь наш «король римейков» Киркоров). Когда же, как тогда показалось, почти в самом начале концерта, подряд прозвучали «Slave To Love», «Don’t Stop The Dance», ленноновская «Jealous Guy» и хит «Roxy Music» «Re-Make Re-Model», содержание электричества в воздухе достигло критического значения. Похоже, никто не ожидал, что проверенные хиты не будут отложены «на бис», а прозвучат вот так сразу, без подготовки. Но Ферри мастерски развивал свою линию. Покинув сцену на пике накала страстей, он оставил зал с музыкантами, которые были явно готовы к этому, и исполнили захватывающую приджазованную зарисовку.

После «антракта» на сцену вышел совершенно другой Ферри. В простом пиджаке, тонком галстуке, брюках-дудочках, он как будто спустился с VIP-партера и узрел танцпол. Стрелял в зал взглядом, убивая наповал ещё державшихся на ногах женщин, срастался с каждой песней, как гениальный актёр вживался в роль, смеялся и пускал слезу, играл на рояле, поразил всех мастерством владения губной гармошкой, играл голосом, приплясывал, общался с залом и принимал букеты. Многие видели его «живьём» впервые, и наверняка вспоминали своё первое знакомство с творчеством маэстро. Вспомнил и я. Будучи поклонником группы «Depeche Mode», я на заре 90-х смотрел знаменитый фильм о гастрольной жизни этой команды — «101», и ещё тогда заинтересовался кто автор песни, которую вокалист Дэйв Гаан распевает, играя в пинбол. Оказалось, это был Ферри. И свою любовь к его творчеству Гаан доказал в 95-м, приняв участие в записи трибьюта «Рокси Мьюзик», для которого спел «Song For Europe». Кстати, этот номер стал первым в сольной карьере Гаана. Так для себя я открыл кумира своего кумира, а позже и сам стал его поклонником.

Каждый, наверное, ждал своей песни, и кажется Ферри смог угодить всем. Кто-то в первый день не дождался «Avalon», но она досталась тем, кто пришёл на второй концерт. Раскланявшись во все стороны, выложившийся на все сто, Брайан покинул сцену, но, разумеется, был вызван на бис, причём так, как не часто услышишь, и уж тем более, как не ожидаешь от аудитории «кому за 30». На прощание Ферри обнадёжил всех присутствующих заверением «до встречи через год». Будем надеяться, что так оно и будет. А за один из лучших концертов года 2007-го большое спасибо.

#