Лунный вечер с Аквариумом во МХАТе (все было «по-настоящему»)

Светлана Селезнева  

23 декабря 2007 года

Группа № 1 рока советского периода не ошиблась с названием концертов («Лунный тур»): вместо ослепляющих золотого города и огнегривого льва зрителей МХАТа им. Горького 19 декабря ждала умиротворяющая философия лунного света и серебра.

Новичок мог бы удивиться и охарактеризовать концерт в эпитетах отрицания. То есть…

Бритый БГ не был похож на свой привычный «классический» образ со знаменитой козлиной бородкой. Зато до полного де жа вю был похож на небезызвестного Крепкого Орешка (ассоциация взрывала мозг весь концерт), дополненного роскошной бородой в стиле восточных мудрецов.

Манера БГ не была похожа на хваленую экспрессию, отмечаемую многими. Гуру был спокоен, улыбчив, малоподвижен (положенное рокеру по статусу полотенце так и пролежало нетронутым весь концерт).

Акустический концерт был с натяжкой похож на рок, а для нашего Новичка и мало похож на репертуар БГ, ибо исполнялись в основном нератированные песни. Из того, что можно было бы шаблонно назвать «визитной карточкой Аквариума», было красивое до слез «Серебро Господа моего», и новая, быстро полюбившаяся многим песенка-шутка «Стаканы», исполняемая в духе ирландского фолка.

И, наконец, спокойная, созерцательная, внимающая реакция зрителей с трудом напоминала поведение фанатов. Да и сами «фанаты» по определению с этим словом не ассоциировались: в основном, зрелые люди — интеллектуалы «при очках и бородах», театралки на высоких каблуках, целые династии в нескольких коленах (дедушка-дочка-десятилентний внук). Невольно обращало на себя внимание, большое количество … беременных женщин…. Очевидно, к традиционным женским слабостям этого периода кроме солененького и т.д. можно добавить еще одну — музыку Аквариума.

Итак… что же было ожидаемое для нашего Новичка? — Был без труда узнаваемый вкрадчивый, вибрирующий голос. Было чувство погружения в другой мир — страну полета фантазии, образов, метафор, ненавязчивой мудрости. Зал наполнял курящийся дым восточных благовоний, создавая ощущение храма, древности, вечности (до концерта какой-то бдительный охранник, неправильно истолковав сей запах, принялся искать некого «совсем обнаглевшего» растомана).

Партер весь концерт пребывал в полной темноте, озаряясь лишь в перерывах между песнями, когда Гуру общался с залом: раскланивается и расшаркивается на аплодисменты после «Человека из Кемерово», после восторженно встреченной «Красоты» произносит фразу достойную рокера: «Я забыл, что нахожусь в театре, как будто все по-настоящему», «выдает соло» на губной гармошке («вдруг кто-то думает, что я не умею играть на гармошке»).

Софиты на сцене то горели дневным светом, то на энергичных песнях играли яркими огнями. На медленных композициях свет падал сверху (или исходил от звездного тела?) серебристым мерцающим треугольником и освещал Гуру. И трогательный момент: свеча, зажженная БГ на композиции «8200», продолжает гореть во время исполнения «Песенки о Ваньке Морозове», как память о великом, ушедшем от нас барде Булате Шаволовиче.

В целом концерт медленный и лирический. Большой всплеск посередине концерта, а затем снова спокойные композиции, преобладающие и создающие настроение. Итак, чтобы не быть голословной, трек-лист:
1. Луна, успокой меня
2. Маша и Медведь
3. Имя моей тоски
4. Ветер с океана
5. Там, где взойдет луна
6. Народная песня из Паламоса
7. Zoom Zoom Zoom
8. Бессмертная сестра Хо
9. Центр циклона
10. Стаканы
11. Voulez-Vous Coucher Avec Moi?
12. 8200
13. Песенка о Ваньке Морозове
14. Мне Хотелось Бы Видеть Тебя
15. Вот упала с неба звездочка
16. Железнодорожная вода
17. Чай
18. инструментал
19. Феечка
20. Человек из Кемерово
21. Туман над Янзы
22. Красота (это страшная сила)
23. Великая железнодорожная симфония
24. Дерево
25. Желтая луна
26. Не могу оторвать глаз от тебя
бисы:
1. инструментал
2. Плоскость
3. Серебро Господа моего
4. Партизаны полной Луны
5. Сокол

Странно, но факт: изящные метафоры текстов гармонично соседствовали с легким хулиганством — незамысловатыми рифмовками. По истине «гармония мира не знает границ»! Музыкальные стили сменяли друг друга. Вернувшийся Алик Потапкин украшал композиции звоном серебреных колокольчиков, свинцовых цилиндров и кожаных там-тамов. Живые аранжировки могли без труда дать фору чистым студийным записям многих коллег по цеху! Вполне удачный дебют выдерживает новый басист группы. С полотна над сценой весь концерт невозмутимо взирает еще одна участница группы — индийская красавица с банжо.

Бисы начинаются после 10 минут аплодисментов (публика не скандирует: очевидно, есть традиция — не упоминать имя БГ всуе, только аплодисменты и возгласы). Как будто извиняясь за слишком долгое ожидание, Аквариум выдает мощный бис из пронзительной инструментальной композиции и четырех песен. Потоки желтого света исходят снизу, задняя стена растворяется и уже видимо, зримо, кажется, что свет идет от далекого горизонта, очерчивая силуэты музыкантов, и сами они кажутся гостями из других измерений…

…И возвращаясь на землю: очередь за мерчендайзингом группы после концерта подтвердила вывод Гуру — все получилось по-настоящему.

Фото:


#