Dimmu Borgir отыграли в Москве концерт в двух актах

Андрей Городецкий  

10 июня 2012 года

Блэк-метал сцена всегда была одной из самых интересных в плане подачи новостей и бесконечных споров фанатов о том, за что же все-таки стоит любить эту музыку — за идею или звучание. Со временем перевес все больше склоняется ко второму. Все былые герои «тру» блэк-метала остепенились. Они все чаще предпочитают выступать на больших фестивалях, а планы по сжиганию церквей давно уже забыты.

В свете наступивших перемен становится очевидным то, что норвежцы Dimmu Borgir (наряду с Cradle of Filth) в свое время выбрали правильную тактику, поставив на качественную подачу звука. Они играли и продолжают играть блэк самого высокого качества, и смогли привлечь к себе огромное количество поклонников и ненавистников, буквально расколов армию фанатов блэк метала.

Для меня именно «боргиры» и «крэдлы» были и остаются главными представителями стиля. Остальные как-то давно отмелись, а за творчеством этих команд постоянно слежу. И нужно сказать, что не без удовольствия.

К сожалению, в российской столице норвежцы гости нечастые. Первый и последний концерт состоялся в Москве 9 лет назад, а за это время воды утекло много — как минимум, сменилось поколение. И вот второго июня «боргиры» снова гремели на сцене московского клуба Arena Moscow.

Концерт начался практически вовремя — это результат новой тенденции, которая имеет место быть в Москве в последнее время. Обычно концерты известных групп, как минимум, задерживаются на час и понятно, что первые несколько песен группа играла в почти (относительно статуса группы) пустом зале.

Народ был разный. Я давно не посещал концерты блэкерских банд, но на этот раз публика собралась с уклоном в «повседневность». Толп металлистов в гриме и шипах, как это обычно было принято на таких действах, я не заметил. По всей видимости, многие, в том числе и я изрядно «переросли» металлическую амуницию, что впрочем не помешало посетить концерт одной из главных и любимых команд этого жанра. Доходило иногда до интересных персонажей. Как вам на блэк-металлическом концерте присутствие инженерного вида мужичка лет под пятьдесят, лицом напоминающего Чикатило и комично изображавшего «козу»?

А на сцене Dimmu Borgir устроили старой гвардии настоящий подарок, который заключался в сэт-листе. Дело в том, что в этом году исполнилось 15 лет со дня выхода культового альбома «Enthrone Darkness Triumphant». Скорей всего по этой причине он и был полностью исполнен в первой части концерта. Именно с этого альбома я в далеком 1997 году начинал знакомство с группой. Затем небольшой антракт, и вторая часть программы, которая включала в себя «best of». И это было довольно удачное решение. По мнению настоящих «олдовых» поклонников «боргиров», первая часть сэт-листа их просто осчастливила, что было очень заметно по тем парням и девушкам, которые отрывались в зале «по полной». Вторая же половина выступления приободрила намного больше людей, что особенно бросилось в глаза во время исполнения известной «Kings of the Carnival Creation».

А вот что видели и слышали в этот вечер обычные зрители, не относящиеся к рядам фэнов? Ответ — ничего сверхвыдающегося. Идеальное звукоизвлечение в условиях хорошей постановки звука в клубе. Довольно низкая активность музыкантов на сцене. Все статично. Но при этом целостная визуальная составляющая была настоящая фирменная, даже брэндовая. Ни на миг не отпускало приятное ощущение, что на сцене находятся именно Dimmu Borgir, а не кто-нибудь другой. Да, они уже не трясут хаерами, не наносят вызывающий черно-белый грим, не обливаются «кровью-кетчупом», но я этого уже и не жду. Изменились они. Изменился и я.

Как и все творчество группы, этот перфоманс не вызвал единого мнения у зрителей. Блэк-метал — музыка сугубо на любителя. Ведь даже в среде поклонников этого жанра есть любители Dimmu Borgir, а есть их ненавистники. И надо отдать должное, что музыканты отнеслись к выступлению очень ответственно, несмотря на отсутствие аншлага. За что им большое спасибо. Можно с уверенностью утверждать, что большинство зрителей и сами музыканты получили обоюдное удовольствие. А настоящие поклонники и фанаты были вообще счастливы. Думаю, что в тот вечер счастлив был и я, если это понятие применимо к идее блэк-метала вообще.

#