Faith No More снова выступили в Москве

Анастасия Ждановская  

03 июля 2012 года

Новость о грядущем концерте Faith No More предсказуемо вызвала ажиотаж в блогах и анонсах — группа вернулась к концертной деятельности не так давно после долгого перерыва, и, зная неугомонность Майка Паттона, было бы опрометчивостью исключать возможность того, что его вдруг снова настигнет «творческий непокой» и он забросит группу ради того, чтобы заняться тем или иным новым проектом. В связи с этим посещение концерта в московском Stadium Live было однозначно показано не только всем неравнодушным к Faith No More, но и ценителям хорошей музыки вообще. Предположения и предвкушение оправдались сполна и всесторонне — не только ожидаемо отличным выступлением группы (этим Москву едва ли удивишь), но и развязкой вечера, которая стала сюрпризом, пожалуй, для всех. Впрочем, обо всем по порядку.

Ко времени, заявленному в афише как начало концерта, просторный зал клуба едва ли можно было назвать заполненным хотя бы на четверть. Сцена была заставлена инструментами и оборудованием, и выйти на нее готовились музыканты проекта «Радио Чача», призванные стать разогревом для пришедшей на FNM публики. По словам лидера группы, Александра «Чача» Иванова из «Наива», с Паттоном и Faith No More он был знаком уже давно, но даже несмотря на это выбор группы на разогрев стал для него сюрпризом. Иванов не преминул отметить свое знакомство с музыкантами FNM и во время своего выступления, сообщив, что на первом концерте американцев в России Паттон был в футболке с символикой группы «Наив».

Выступление «Радио Чача» не вызвало видимого энтузиазма присутствующих в зале — поклонникам Faith No More оказались не близки ни, с позволения сказать, эстетика группы, ни спорная манера их поведения на сцене. Иванов не брезговал обсценной лексикой не только собственно в песнях, но и обращаясь к публике, а его музыканты отнюдь не продемонстрировали виртуозности, компенсировав это оглушительным звуком. К чести группы можно лишь сказать, что злоупотреблять оказанным им доверием они не стали, отыграв скромный сет длиной в полчаса и быстро удалившись со сцены.

Безыскусный разогрев с лихвой был возмещен выступлением «виновников торжества», интрига которого завязалась еще до выхода музыкантов на сцену. Оказалось, что затянутая белым сцена — это часть декораций, которые были дополнены охапками цветов, разложенных на аппаратуре и расставленных по кромке сцены. Это уже само по себе настраивало на неординарность и некую театрализованность действа, и, как оказалось, отнюдь не зря.

Faith No More появились на сцене, полностью соответствуя ей своим внешним видом — белые балахоны оставляли впечатление того, что вместо рок-концерта планируется некая праздничная месса с проповедью Паттона. Под стать было и начало шоу — сыгранное музыкантами вступление было столь монументальным, что его впору было бы назвать увертюрой.

Выступление группы, пожалуй, может быть охарактеризовано названиями ее же собственных песен. Во-первых, конечно, это «Epic». Faith No More принадлежат к числу тех музыкантов, творчество которых совсем не обязательно досконально знать, чтобы невооруженным глазом увидеть, насколько профессионально и с каким мастерством они делают свою работу. Сколь затасканными бы ни были определения «легендарный» и «культовый», в этом случае приходится признать, что используются они не зря.

Второе свойство выступлений FNM сформулировано ими самими как «We Care Lot». Группе действительно «не все равно», и она не принадлежит к числу тех, кто на протяжении всего тура не меняет сет-лист, выступая со сделанными под копирку номерами. Конечно, и у FNM есть некий джентльменский набор, хотя бы часть которого нельзя не исполнить. Но даже поверхностный взгляд на списки песен концертов текущего тура показывает, что в активе у музыкантов много материала, которым они жонглируют без труда. Кроме того, они не забывают сделать приятное зрителям каждого конкретного города — так, на российских концертах Паттон импровизировал на тему знаменитого «Вокализа» Эдуарда Хиля. Такие мелочи, безусловно, добавляют концерту самобытности, заставляя вспоминать те или иные эпизоды и много позже.

Долго ли, коротко ли, а концерт постепенно подходил к концу. Группа исполнила 14 песен, затем, выйдя на бис, сыграла еще три. И тут, неожиданно для всех пришедших, на сцене появились девушки в балаклавах с файерами, в которых без труда можно было узнать оставшихся на свободе участниц панк-коллектива Pussy Riot. Из их уст прозвучало несколько стихотворений антипутинского содержания, а в конце девушки призвали всех неравнодушных поддержать Pussy Riot во время слушаний в Таганском суде 4 июля. В этот момент на сцену вернулся Майк Паттон, также облеченный в балаклаву, и группа завершила вечер исполнением той самой «We Care Lot», зазвучавшей с неожиданной актуальностью.

#