Maxidrom 2012. День 2

Евгений Юлаев  

16 июня 2012 года

Второе отделение музыкального фестиваля радиостанции Maximum, казалось, привлекло меньшее количество посетителей. Причина, очевидно, в том, что публика хедлайнеров второго дня — постарше и тяжелее на подъем. В отличие от участников первого дня, финнов Rasmus, фанаты(ки) которых в основном пребывают в довольно нежном возрасте (или нежатся воспоминаниями об оном), и, в первую очередь, американских героев, если позволите, поп-кора, Linkin Park, чья фанатская база довольно сильна в России. Но, как выяснилось, основная аудитория второго дня — это те, кто не мог позволить себе пропустить первое (а кто, знает, может оно и последнее...) выступление культовой британской группы The Cure в России — к вечеру кворум был собран.

Таким образом, российское пост-рок трио Everything Is Made In China (EIMIC), ставшее единственным «разогревом» для всех остальных хедлайнеров фестиваля: She wants revenge, Everlast и Noel Gallagher’s High Flying Birds, играло (недолго) для удивительно малого, в масштабах летного поля, количества слушателей. А могло играть и дольше — калифорнийская пост-панк-дарквейв-синти-поп группа She wants revenge имела некие проблемы при перелете и вышла на сцену с солидным опозданием, сыграв всего шесть треков. Творчество группы отсылает, среди прочего, к наследию живых классиков The Cure, так что, неудивительно — вокалист She wants revenge был замечен в первых рядах вип-башни во время сета патриархов готик-рока/пост-панка. Нам не понять, но и в солнечной Калифорнии людям тоже приходится писать и такую вот малорадостную музыку...

Американец Everlast (Эрик Шроди) вышел из культовой хип-хоп группы House of Pain и ушел в направлении акустического рока и блюза. Блюз давил на Эрика в этот вечер, он казался раздраженным и даже ругался английским матом на все Южное Тушино и Строгино, жалуясь, в частности, на назойливый фидбэк. Который, нужно отдать должное, благодаря продолговатой постройке напротив сцены, временами был ощутим как минимум за фан-зоной. Но это не помешало расслышать обладательницу Grammy, песню «Put Your Lights On», в этот раз без Карлоса Сантаны. В интонациях Everlast’а и его рычании в кульминационных моментах было что-то от Тома Уэйтса. Корням и олдскулу также была отдана честь — на прощание была сыграна «Jump Around», хит House of Pain — прыгающая публика и солнце разогрелись до оптимальной температуры.

К выходу же гостя из Англии уже начало припекать, и Ноэль Галлахер даже скинул кожаную курточку после пары-тройки треков. Первую пару треков, «(It’s Good) To Be Free» и «Mucky Fingers», Ноэль, как реалист, позаимствовал из каталога своей (бывшей) группы Oasis. Уплотнившаяся толпа начала слышать уже более знакомые звуки и начала подпевать. К радости сонграйтера Oasis, находящуюся в жесткой ротации Радио Максимум «The Death of You and Me», из репертуара текущего проекта Галлахера, наизусть знали и пели практически все. Но, подтвердив делом свои слова в интервью о том, что всяких этих «я не вижу ваших рук!» вы от него не дождетесь, сдержанный Галлахер ограничивался бубнящими «Thank you» после очередной, пропетой хором фанатов песни, и слабовыраженными улыбочками. Да и раздеваться далее, как не надеялись девушки из партера, он не стал. Было и другое, если можно так сказать, разочарование — выложившись на «Don’t Look Back In Anger», публика стала требовать классической «Wonderwall», но Галлахер, пробубнив финальное «Thank you», немедленно скрылся в направлении гостиницы с целью просмотра матча Англия — Франция на Евро 2012.

Главным хедлайнерам второго дня фестиваля, The Cure, ничего не помешало вовремя выйти на сцену (и, что немаловажно, вовремя уйти — заявленная длительность сета группы — 3 часа!). Размялись британцы песней попроще — «Plainsong», после которой Роберт Смит продемонстрировал знание русского слова «Спасибо». Выражение «следующая песня» далось ему не сразу, а после разминки под ровную «Plainsong» последовал душераздирающий гимн похмельного раскаяния, «Open» (открывающая песню фраза «Really don’t know what I’m doing here...» была пропечатана у музыканта на гитаре), где аудитория уже встрепенулась, и пребывала в подобном оцепенело-возбужденном состоянии до конца сета. Роберт же Смит, несмотря на то, что добрая часть его творчества — это саундтрек к этой вашей депрессии и унынию с редкими просветлениями, постоянно кокетливо-хищно улыбался, подбадривал публику бодрыми «Окей!» и в свой черной хламиде напоминал эдакого готического плюшевого мишку. Если, конечно, можно представить мишку с кровавым вампирским ртом и тонной лака на растрепанной голове...

Несмотря на то, что законы жанра позволяют не придерживаться вокальных канонов, и Смит, как певец, далек от идеала (и спето все в записи так, что вживую испортить трудно), стоит упомянуть то, как плотно звучал голос Роберта на протяжении все трех часов концерта, впрочем, временами срываясь на крик. Но крик отчаяния здесь, как нигде, уместен. Смит также показал себя как интересный гитарист (в рамках пост-панка, конечно), а в песне «The Kiss», например, безжалостно выжал из гитары все соки. Вторым гитаристом был клон ди-джея Максимума Александра Нуждина лет так через ...дцать, по имени Ривз Гэбрелс. Почти бессменный (с 1976 года) бас-гитарист Саймон Гэллап был на месте. Ведь кода концертного хита «A Forest» — как же без него... За клавишами стоял непроницаемый Роджер О’Доннел, за барабанной установкой был работающий в группе с 1995 года Джейсон Купер.

Смит нашаманил так, что на песне «The Same Deep Water As You» пошли дождь, гром и молния — в точности так, как звучит этот трек на альбоме «Desintegration». Вскоре была озвучена как будто нарочно подобранная к моменту «If Only Tonight We Could Sleep»: ‘And the rain would cry... Don’t let it end...’. А далее полились треки, которые не могли не прозвучать на первом в стране концерте этой легендарной группы: «Lullaby», «Close To Me», «Friday I’m In Love», и напоследок, «Boys Don’t Cry». Некоторые престарелые молодые люди на самом деле плакали под этим дождем под приливом воспоминаний о бурной молодости в лихие 80-е. Это был чистый т.с. катарсис...

PS: Согласно нашим непроверенным источникам за кулисами фестиваля Maxidrom 2012, Роберт Смит упомянул о возможности концертов в России весной следующего года. Готовьте платочки, дамы. И господа.

#