Shine a Light

Антон Ворожеев  

09 августа 2008 года

Фильм-концерт гениального режиссера Мартина Скорсезе. Фильм-концерт великолепной группы Rolling Stones. Фильм-концерт полный энергии и необычных ракурсов. Все это Shine A Light — Да Будет Свет, и пускай он осветит несгибаемую рок-музыку, звучащую почти 50 лет.

Кино начинается с предконцертной подготовки: техники настраивают камеры, музыканты обсуждают песни (сетлист, который режиссеру, жаждущему его заполучить, не достанется вплоть до самого начала концерта — мелочь, но мелочь наглядная, почему бы музыкантам не презентовать режиссеру пару кубиков адреналина и два десятка минут тревожных размышлений, куда направить камеру). Приходят гости и почетные зрители, в том числе Билл Клинтон с его многочисленной свитой. Музыканты рассуждают, не слишком ли много камер в одном небольшом здании театра.

Особо передает тамошнюю атмосферу, а поэтому, и запоминается диалог осветителя и режиссера.

— Если он постоит под этим светом 18 секунд, он сгорит.
— Что ты имеешь в виду? Может, он просто перегреется?
— Он перегреется. Но он может и на самом деле загореться.
— Нет, мы не можем сжечь Мика Джаггера. Это, несомненно, будет интересным эффектом, но все же мы не можем этого допустить.

Первые кадры концерта показывают нам Кита, играющего незамысловатый рифф, знакомый всем с первых же нот. Jumpin’ Jack Flash. Долгие споры о составе сетлиста привели к тому, что концерт начался с одной из величайших композиций группы. Джаггер переводит тумблер в своем теле в положение rock all night long — и шоу начинается, захватывает нас, вовлекает в себя и не отпускает ни на минуту; крепко держит до тех пор, пока не прогремят последние аккорды закрывающей действие Satisfaction, пока группа и почти все те, кто ей помогал не выйдут на поклон, пока камера не покажет нам как нельзя лучше справившихся со своей задачей музыкантов, приятно уставшего Кита, который попросит техников помочь надеть плащ, пока мы вместе с музыкантами не пройдем по коридору, выйдем из театра прямо в объятья восторженной публики и по мановению руки Скорсезе не взлетим все выше и выше...

Shine a Light показывает нам не просто действие на сцене, действие за кулисами, перемежаемые интервью и сценами из молодости группы. Ведь, неспроста фильм был снят Мартином Скорсезе. Режиссер блестяще справился с той задачей, которую он на себя взял: рассказать что-то свое о каждом из музыкантов, передать атмосферу и тонкое чувство дружбы между ребятами, показать концерт с интересных и необычных ракурсов и сделать так, чтобы мы пропустили через себя ту нить музыки, которая десятилетиями заставляет Rolling Stones выкладываться так, как могут делать лишь немногие в этом мире, и получать за это заслуженную любовь и признание.

Кадры выступления перемежаются с интервью, преимущественно из молодых лет группы. Вот Rolling Stones два года вызывают восторги публики, Мика Джаггера спрашивают, сколько он предполагает играть в том же темпе. «Не знаю, может еще год», — отвечает музыкант. На самом деле, он не знает, он не предполагает, он даже и не думает об этом. Зачем же строить никому не нужные предположения, когда можно просто дать волю чувствам и просто играть музыку.

Другой журналист, лет десять спустя, лишь посмеивается, когда Джаггер говорит ему, что вполне представляет себя в 60 лет, все так же выкладывающимся перед зрителями. Нет, это были не пустые слова, надеюсь, тот корреспондент все еще живой и может своими глазами убедиться в точности слов Мика.

Чарли Уоттс упоенно держит ритм, изредка посматривая в камеру, не упустив возможности скорчить в сторону телезрителей какую-нибудь гримасу, а в следующем кадре он уже отрешенно рассказывает нам о том, что его таланта с лихвой хватает на музыку, но он с удовольствием бы стал дизайнером, если бы мог.

Ронни Вуд и Кит Ричардс время от времени дают возможность своим гитарам вступить друг с другом в музыкальную перебранку, в которой никогда нет победителя.

— Кто лучше играет, Вы или Рон?
— Ха, Рон наверняка скажет, что он...
— Да, он так и сказал
— Но на самом деле мы оба хреново играем, но в паре мы многих переплюнем.

Как говорится, вместе они сила. Когда слушаешь выступления Вуда или сольные альбомы Ричардса, то невольно ловишь себя на ощущении, что, как бы круто они не играли, их бы вместе поставить. Эти два неразлучных товарища опровергают все законы математики, когда два слагаемых вместе дают нам много больше, нежели каждое из слагаемых по отдельности.

Джаггер периодически подкалывает музыкантов, в шутливой манере объявляет песни, подмигивая публике. «Ронни, что ты будешь делать с этой штукой», — восклицает Мик, и группа играет красивую кантри-балладу Far Away Eyes, в которой Рон извлекает нежные звуки из pedal steel guitar.

«Мы сыграем песню, которую мы стеснялись до этого исполнять», — эта интрига Джаггера сразу же раскрывается, когда присевший на табуретку Кит играет вступление к As Tears Go By.

После представления всех участников концерта Кит расслабленно становится перед микрофоном и поет You Got the Silver, затягиваясь между куплетами своей низменной сигаретой, сопровождаемый акустической гитарой Вуда. Мик Джаггер же в это время берет себе минутный перерыв, чтобы по его истечении петь с новыми силами.

Не обошлось и без гостей. Джек Уайт из White Stripes, энергичная Кристина Агилера (которая, несмотря на совершенно другой формат музыки, великолепно сочеталась с Rolling Stones) и легендарный Buddy Guy, подливший в и без того яркий огонь изрядно блюзового масла. После Champagne & Reefer Бадди получил от Кита в подарок гитару, а на поклон в конце шоу так и не вышел, оставив нам еще одну тему для размышлений — то ли концертный график у него несколько плотный, то ли гитара Ричардса так по душе пришлась.

Какими бы нам не казались Rolling Stones на протяжении всей их карьеры — с падениями и взлетами, с бессмертными хитами и песнями, про которые никто не знает, со спокойными альбомами и зрелищными шоу — они нам еще покажут. Последнее слово еще долго не будет сказано, оставив взрывной музыке вершить это дело.

#