Glastonbury 2013: взгляд изнутри

Glastonbury 2013: взгляд изнутри

Ольга Богунова  

25 июля 2013 года

Фестиваль Гластонбери (Glastonbury) уже давно стал знаковым музыкальным событием, посетить который обязан, пожалуй, каждый меломан. Ежегодно это мероприятие собирает более 100 000 человек (и это не считая обслуживающего персонала), но, как показывает практика, дело тут не только в качественной музыке, выливающейся на тебя практически из каждого, даже самого небольшого заведения, способного вместить хотя бы горстку зевак, но и неповторимой атмосфере, которая есть только здесь — под открытым небом в краю древних легенд и отменного сидра.

Фестиваль традиционно проводится на ферме, принадлежащей Майклу Ивису (Michael Eavis), однажды решившему организовать нечто на подобии британской версии Вудстока (Woodstock). Идея была реализована уже совсем скоро, а сам Майкл приобрел огромную армию единомышленников, благодаря которым дело его жизни существует уже более четырех десятков лет.

Гластонбери 2013 стало действительно долгожданным, так как годом ранее Фестиваль не проводился.

Итак, традиционно ферма открыта для заезда со среды фестивальной недели (в этом году — 26 июня), в то время, как сама музыкальная часть стартует только в пятницу и длится до глубокой ночи воскресенья (28-30 июня). Но не думайте, что вам придется скучать: во-первых, концерты на небольших площадках проводятся уже со среды — в эти дни, выступают незаявленные команды, пусть и с небольшим опытом и репертуаром, но, возможно, с блестящим будущим. Не забывайте, что вы на родине The Beatles, Pink Floyd и Oasis. Кроме того, жизнь на поле в эти дни настолько интересна, а порой и непредсказуема, что уже только от созерцания приходишь в неописуемый восторг: виной всему — обилие местных «городских сумасшедших», в которых превращаются часто вполне себе серьезные люди, имеющие хороший доход и постоянную работу.

Основные концерты Фестиваля проводятся на нескольких площадках. В брошюре-путеводителе таких площадок шестнадцать, но, для тех, кто прибывает здесь впервые и не ищет чего-то эдакого, основными станут всего несколько из них: сцена Пирамида (Pyramid), Other Stage, John Peel Stage, The Park и, возможно, Acoustic. Кстати, последняя в числе фаворитов еще и потому, что именно здесь представляется возможность полежать в тени тента в относительном покое.

Проведя три дня в метаниях между вышеперечисленными площадками (и не только), приведем список, пожалуй, самых ярких и заслуживающих внимания концертов, которыми запомнился этот Фестиваль. Мнение сугубо личное и не претендует на инструкцию к действию.

Noah AndTheWhale — британская команда, участники 3-го дня Фестиваля. Группа исполняет инди-фолк. В составе команды есть даже скрипач... Нельзя сказать, что Noah And The Whale стали настоящим открытием Гластонбери 2013, особенно для тех, кто услышал их впервые (последних, кстати, немного, т.к. группа популярна в родной Британии). Тем не менее, в их материале и характерном задоре есть что-то такое, что способно обратить на себя внимание, да еще в последний день Фестиваля, когда мозг уже не способен восстановить список всех коллективов, услышанных за эти дни. Вполне возможно, что в скором времени слава о Noah And The Whale достигнет и России, поэтому, послушать пару треков имеет смысл уже сейчас. Для Гластонбери — отличный участник дневной части программы: материал не примитивен, но легок в восприятии и не заставляет напрягаться.

Одним из дебютантов этого года стал латышский коллектив Brainstorm (Prata Vetra). Группа навсегда вписала свое имя в историю, став первой командой из Латвии, отыгравшей концерт на сцене Фестивале Гластонбери.Brainstorm выступили на площадке John Peel.

В родной Латвии Brainstorm — настоящие герои и законодатели мод. В России этот коллектив тоже имеет определенный успех, гарантирующий ей достойные площадки и сольные концерты при полном зале. Но для Британии, как оказалось, имя Brainstorm абсолютно незнакомо. Группа отыграла свой сет в субботу в утренние часы (11:00 — начало выступления), когда большая часть гластонберийцев мирно спала в своих палатках, переживая последствия прошлого Фестивального дня. Поддержать группу пришли, пожалуй, самые преданные поклонники — а кто может быть преданнее земляка?

Фронтмен команды Ренарс Кауперс (RenarsKaupers) даже несколько раз оговаривался, пожелав публике хорошего вечера. Но, не смотря ни на что, Brainstorm и в этот раз показали отличный живой концерт с хорошей программой и в качественном исполнении, доказав тем самым, что эта команда одинаково хороша как при аудитории в несколько тысяч человек, так и в несколько десятков полусонных бродяг. Поздравляем Brainstorm с дебютом!

Кстати, участь Brainstorm постигла и Hurts: трендовые и мега-популярные в России (да и в родной Англии) британцы Hurts отыграли свой cет при полупустом зале. Если в первом случае причиной тому послужила небольшая популярность команды на территории Великобритании, то в случае с Hurts причина совсем иная: сет команды совпал с выступлением главных хедлайнеров этого года — легендарных TheRollingStones.

Не смотря на то, что послушать удалось только часть выступления, однозначно можно сказать следующее: Hurts остались признаны своей сущности — несколько вычурные и, порой, слишком эмоциональные с четко поставленной программой и отрепетированными движениями. Выступление команды сопровождал даже шоу-балет! Сет-лист был разбавлен как композициями с нового альбома, так и хорошо проверенными хитами. Невольно задаешься вопросом: а когда еще у тебя будет возможность послушать полноценный концерт этой команды, присутствующей на пике своей популярности при аудитории общей численностью около сотни человек? Удивительное чувство — все, что происходит совсем не похоже на случайный приватный концерт (не тот уровень), но при этом вокруг нет толп ревущих фанаток и снующих журналистов. Все это Гластонбери!

Foals — участники первого дня Фестиваля, площадка Other Stage. Группа работает в жанре инди- и, так называемого, математического рока — направления рок-музыки, возникшего в конце 80-х годов в США. Математический рок характеризуется сложной и нетипичной ритмической структурой, резкими, часто негармоничными рифами. Но и это еще не все. Наряду с уже непростым характером, который, тем не менее, демонстрирует полную гармонию, группа продолжает эксперименты и порой уходит даже в некое танцевальное звучание. Отличное шоу и гарантированный заряд бодрости накануне бессонной ночи. Лидер команды — Яннис Филиппакис (Yannis Philippakis), про таких говорят — отличный малый: играет как в последний раз, ныряет в публику, не выпуская гитары из рук и не боясь при этом быть разобранным на сувениры. Зрелище незабываемое.

Еще одна команда, не поддающаяся классификации — французы Phoenix. В звучании есть что-то от RnB и поп-рока. Основная аудитория — до 20 лет, но даже, не смотря на наличие в первых рядах ревущих поклонниц, посетить живое выступление этой группы имеет смысл: Phoenix демонстрируют отличную работу со звуком и светом. При всем при этом еще и вокалист периодически ныряет в толпу, дополняя живое выступление шоу-программой — не забываем, что типичный слушатель Phoenix гораздо опаснее более взрослого слушателя, скажем, тех же Foals.

На что похожи Phoenix? Помните видео британской команды New Order на композицию «Crystal»? Именно это видео не выходило из головы на протяжении всего концерта группы. Хотя, при прослушивании Phoenix в домашних условиях, не иначе как попсовой ее не назовешь. Но, это как раз тот случай, когда определение «попсовый» не является ругательным: поп-музыка тоже может быть качественной.

Phoenix стали отличным финальным аккордом Фестиваля, группа отыграла свой сет в качестве хэдлайнера на сцене John Peel поздним вечером в воскресенье.

Приятным сюрпризом стали и австралийцы TameImpala. Как раз тот случай, когда группу лучше слушать в живом исполнении. Пройти мимо них невозможно: акцент на психоделическое звучание, которое завораживает своей масштабностью. И все это в довесок к по-детски непосредственной манере исполнения, что, конечно же, дает свой эффект. Типичные «дети лета»..., как раз то, что нужно для подобного Фестиваля. Кажется, что даже сама природа с ними заодно: именно на сете Tame Impalaвпервые за несколько часов выглянуло солнце, окрасив заревом серое небо над фермой.

Tame Impala были образована в 2007 году в Перте, Австралия. За 5 лет команда построила неплохую карьеру в рамках Фестиваля — право отыграть свой сет вечером на одной из главных сцен прямое тому доказательство.

Одна из главных трип-хоповых команд современности, неуловимые (хотя, и живущие в соседнем Бристоле) Portishead стали хэдлайнерами первого дня Фестиваля на площадке Other Stage. Не смотря на статусность в рамках своего стиля и признание во всем мире, группа, не любит вешать на себя ярлыки и отрицает любую попытку категоризировать себя, объясняя это тем, что их творчество не попадает ни под какую из категорий.

Как всегда депрессивные, в живом исполнении они звучат, как будто бы, еще более обреченно. Безусловно, Portishead принадлежит один из главных сетов не только первого дня, но и всего Фестиваля в целом. Зарядив «позитивом» несколько тысяч человек, группа показала достойное шоу, для всех кто не предпочел любимцев публики — ArcticMonkeys, выступавших в это время на главной сцене.

Кстати, в этом году Portishead празднует юбилей — 5 лет с момента своего триумфального возвращения на сцену (альбом 1997 года — «Portishead», «Third» — 2008). Надеемся на встречу в следующем году.

Это удивительно, но открыли музыкальную часть фестиваля на сцене Other Stage в первый день Фестиваля никто иные, как BeadyEye. Группа не была заявлена ранее в качестве участника (команда значилась в списках под аббревиатурой — to be announced*), поэтому на встречу с одним из братьев Галлахеров (Liam Gallagher), да еще и утром в пятницу никто не надеялся. Счастливчиков, попавших на выступление, оказалось не так много. Ими стали либо те, кому этим утром было все равно, что и где слушать и те, кто просто проходил мимо и услышал вокал, так сильно похожий на вокал Лиама.

А Лиам все так же предан своему образу: знакомая стойка у микрофона, много-много пафоса и позерство на камеру. Возможно, в ком-то другом такое поведение могло бы раздражать, но в случае с младшим Галлахером воспринимаешь все это как часть шоу, визитную карточку команды.

В рамках выступления прозвучали композиции с акцентом на второй альбом (BE 2013). Наряду с ними — «Rock n Roll Star» и «Morning Glory». Все как в старые добрые времена, до распада Oasis.

Кстати, слухов о воссоединении команды становится все больше и больше. Вот как прокомментировал возможный реюнион сам Лиам:**

— Мы просто делаем то, что мы делаем, и он (ссылка на Ноэла Галлахера — Noel Gallagher; прим.автора) делает то, что он делает, и если суждено — то так и будет. Не вижу в этом никаких проблем. Но, кто, черт подери, знает? Мы — Beady Eye, это наша новая команда и мы отлично проводим время. Но я скажу тебе вот что: если это все-таки случится, мы будем чертовски счастливы.

После такого заявления надежда, что хэдлайнерами Гластонбери 2014 объявят именно Oasis становится не такой призрачной. Хотя еще пару лет назад поклонники группы охотнее бы поверили в то, что Фестиваль может возглавить, например, Джастин Бибер (Justin Bieber), чем братья Галлахеры когда-нибудь вновь соберутся. С нетерпением ждем итогов года.

Alt-J — типичные представители «новой волны». Их музыка — это смесь альтернативы, психоделики и ныне популярного инди- с отлично исполненными а-капелла партиями. Их творчество — это не музыкальный «масс-маркет», это музыка, которую придется по вкусу, скорее, каждому десятому слушателю, имеющему за плечами музыкальное образование или просто чувство прекрасного. Группа отыграла свой сет в основу которого легли композиции из пока единственной пластинки, увидевшей свет в 2012 году («An Awesome Wave»). Кстати, этот альбом завоевал премию «British Mercury Prize», присуждаемую за лучший альбом Великобритании и Ирландии. Отличное начало, не так ли?

Уникальность звучанию придает не ориентир на строго заданное равнение одного из стилей, а интерпретация чего-то своего и неповторимого. Не помню ничего подобного за все три дня Фестиваля. Кстати, совсем недавно и российская публика имела возможность оценить эту команду: Alt-J отыграли в Москве 2 июня в саду Эрмитаж.

Ну а хэдлайнерами этого года стали легендарные The RollingStones. Наряду с The Beatles, The Rolling Stones считаются одной из самых успешных команд в мировой музыкальной истории. Как и в годы пика своей популярности, музыканты показали отличное шоу, тем самым, доказав, что списывать их со счетов еще рано (кстати, на днях Мик Джаггер (MickJagger) отметит юбилей — музыканту исполнится 70 лет; возраст барабанщика Чарли Уоттса (Charles Watts) — 72 года.

Сборы поклонников у «Пирамиды» начались еще задолго до начала концерта (The Rolling Stones были заявлены в 21:30), но уже около 16:00 прорваться в первые ряды поближе к сцене не представлялось возможным. Около 19:00 стало проблематично передвигаться даже в ее окрестностях, ну а перед выходом группы на сцену не стоило даже пытаться подойти к самой поляне на расстояние, с которого бы «Пирамида» попадала в зону видимости.

The Rolling Stones появилась на сцене с небольшим опозданием, став, пожалуй, единственной командой, выбившейся из графика выступлений. Описать шоу, которое показала группа — довольно сложно. Сложно подбирать эпитеты и слава восхищения. Стоит ли говорить о том, что у группы отличный материал? Это уже давно доказано миллионами проданных пластинок по всему свету. И ни для кого не секрет, что команда прекрасно работает живьем, не смотря на возраст участников. По предварительным данным, концерт The Rolling Stones посетили более половины участников Фестиваля, а их насчитали аж 177 000 человек. Такое нужно один раз пережить, а еще лучше пережить это на Фестивале, подобному Гластонбери, т.к. есть в атмосфере, витающей над этой фермой что-то неповторимое и непередаваемое.

Команда завершила свое шоу композицией «(ICantGetNow) Satisfaction» — пожалуй, самой долгожданной композицией этих дней. В довершении ко всему был организован фейерверк, поставивший пафосную точку второго дня.

Кстати, ходят слухи о том, что накануне своего выступления Мик Джаггер провел несколько дней на поле в палатке. Случилось это или нет на самом деле — неизвестно, но по соседству тента с известным жильцом обнаружить так и не удалось.

* будет анонсировано

** Журнал Q, специальный выпуск — Обзор Glastonbury 2013: Liam: We’re doing what we’re doing and he’s doing what he’s doing and if it’s meant to be, then it will be. I haven’t got no problem with it. But who fucking knows? We’re Beady Eye, we’re doing our new band, and we’re having a good time. But I tell you what: we’ll be fucking much fit if it does happen.

#                                      

Поделитесь в соцсетях:

Смотрите также:

«Город мечты», музыкальный фестиваль Parookaville вновь собрал своих жителей в Германии
«Город мечты», музыкальный фестиваль Parookaville вновь собрал своих жителей в Германии

Немецкий музыкальный фестиваль Parookaville или просто «PV» в очередной раз прошёл в Вееце (нем. Weeze), примерно в 75 км к северо-востоку от Дюссельдорфа. Волшебные ворота «The City Of Dreams» вновь распахнулись с 21 по 23 июля 2023 года.

Отчеты
Новости
Новости
Статьи
Фотоотчеты
Чернозем: душевное нашествие в миниатюре
Чернозем: душевное нашествие в миниатюре

Фестиваль проходит уже пятый год, мы его посетили впервые, и можем поделиться мнением почему он не просто альтернатива Нашествию, а даже лучше! Или... душевней!

Отчеты
Лётчик-Дача-Лето: фотоотчет
Лётчик-Дача-Лето: фотоотчет

Мы отправились на новый фестиваль, затеянный в честь знаменитого столичного клуба Китайский Лётчик Джао Да, который отметил — трудно поверить — двадцатилетие!

Фотоотчеты

Новости партнеров: