«Модель для Сборки» Вячеслава Бутусова — детально

Роман Сысоев  

08 августа 2008 года

Альбом-саундтрек «Модель для Сборки» Вячеслава Бутусова можно назвать проектом… неожиданным. Хотя, в принципе, и самого Бутусова можно назвать музыкантом, который не перестает удивлять, и каждый поворот его творческого пути становится поистине неожиданным для слушателя. Заметьте, как менялась музыка Вячеслава Геннадьевича на протяжении десятилетий? От «Гороховых Зерен» и «Гудбай Америка» с их «русскороковым» саундом группа Бутусова Наутилус Помпилиус пришла к достаточно качественному европейскому звучанию на последних альбомах Нау, и первых сольниках Вячеслава, затем Бутусов начал делать музыку полуэлектронную, в том числе с такими новыми для тех времен электронщиками как Deadушки, например.

В «Модели для Сборки» Бутусов продолжил эксперименты, не без помощи, в данном случае аранжировщика. Им выступил Евгений Панков, известный по последним работам групп Би-2, Ночных Снайперов и Brainstorm. Ни на одну из перечисленных групп этот альбом своим звучанием, понятно, не похож. Идею записи нового альбома, стоит отметить, Бутусов выдумал не сам — он получил приглашение от создателей саундтрека к фильму по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Рукопись, найденная в кармане» режиссера Максима Швачко. Идея состояла в том, чтобы мэтр российской музыки исполнил песни молодых (или относительно молодых) групп и исполнителей. И звучание альбома, стало, конечно, не похожим на то, что делает Бутусов собственноручно. «Модель» можно причислить, скорее, к жанру электронной музыки. Это не музыка для дискотек, не музыка для тинейджеров. Да и музыкальные коллективы, песни которых исполнены, состоят из вполне зрелых музыкантов, отыгравших не один десяток успешных концертов.

Одна из самых хитовых песен — «Фея» от группы «Zнаки». Известная еще в первоисточнике, в исполнении Бутусова песня получила вторую, в том числа и радийную жизнь. Хорошая «открывашка» для столь концептуальной пластинки. Песня хорошо «легла» под Бутусова, можно даже подумать, будто это он сам ее и сочинил…

«Не остановиться» авторства Ислама из «Che Francisco» — хорошее продолжение достойного начала диска. Мрачные нотки альбома еще впереди, а эта песня — одна из самых напевных и в хорошем смысле «легких». Даже не одна из, а единственная в своем роде.

«Собаки», автор Андрей Занога, группа «Ракетобиль». Вспоминается известное изречение «Чем я больше узнаю людей, тем больше люблю собак». Своеобразный апокалипсис, когда «В один из обыденных дней / Случилось именно так- / Собаки ушли от людей,
И это нерадостный знак…
». Грустная сказка. Не совсем понятно, почему автор песни «этому рад» — быть может, потому, что «Мы были глухи и слепы / И в нас уже не осталось места / Где можно оставить следы»?…

А вот и еще одна песня, хорошо известная меломану еще до исполнения Вячеславом Бутусовым — «Головокружение» Паши Чехова, создателя группы «4ехов». Песня стала более размерянной и ритмичной — у Паши она более эмоциональная и шумная, у Бутусова же получилась какой-то… фантастической. Впрочем, тут свое дело сделала электроника — появился иной ритмический рисунок и различные звучки-эффекты. И если у Паши это головокружение с закидыванием рук к голове и стучанием кулаком по столу, у Бутусова это стало похоже скорее на головокружение человека, который просто тихонечко сходит с ума, уже ни хрена не понимая, что же за канитель творится в этом мире, который движется куда-то — но куда?..

А вот и задумчивая «Незаметно» от Василия Гончарова из «Чебозы». Василий выступил продюсером всего альбома и приносил Вячеславу песни групп, помогая выбирать треки для «Модели для сборки». И саму «Незаметно» васиного сочинения они исполнили дуэтом ранее, еще для альбома самой «Чебозы», поделив песню по куплету. Сам Бутусов в своем альбоме увидел эту песню еще более задумчивой. «С тревожными мыслями текст» стал еще боле тревожным. Аранжировка же получилась, напротив, более жесткой — опять же, за счет применения электронных «звучков». Эта песня снова звучит так, будто Бутусов придумал ее сам — быть может, здесь нет той наутилусовской лирики, что дается только самому Мастеру, но дух — определенно бутусовский. Хотя песня сочинена человеком, которому немногим за двадцать.

«Город», автор некий Шарма Гарольдович, минчанин, как и множество творческих личностей несколько лет назад перебравшийся в Москву. Неясно, где его «откопал» продюсер проекта, вышеупомянутый Гончаров, но песенка пришлась как нельзя кстати. Это единственное «светлое пятно», среди прочих более задумчивых, а порой просто мрачных песен. «Свет» этот тоже не без оглядок на ту, что всегда стоит где-то по левое плечо с косой — «Мысль о том, что все когда-то пройдет/ Помогает жить, двигает вперед…». Сам Бутусов отметил, что эта песня самая «не его» из всех и без того чужих песен этого проекта. Но разве она далека от «Девушка по городу» самого Бутусова? Хотя, сравнивать — дело неблагодарное, потому прошу прислушиваться к самим песням, а не мнениям всяких там рецензентов.

«Солнце» Антона Вартанова, «Магнитная Аномалия»… Очень необычная песня, какая то сумасшедшая сказка в духе Ежи и Петруччо, один из которых вдруг по настоящему влюбился и ушел из сказочного проекта, разорвав все договора с проектом Мульт.ру. Минумум текста и звука — но создается целый мир, со своей философией, мировоззрением…

Сергей Суханов и «Капитан Грей» подарили проекту удивительно легкую и мудрую одновременно «Будь как Будда». Такой необходимый восточный позитив, словно подготавливающий слушателя к тому, что со следующей песни начнется…

«Люблю-Прощай» от «Торба-на-Круче» — песня, которую Бутусов назвал самой трудной для адаптации под его образ, нелегкой и в исполнении. Яркая чувственная вещь, с пронзительным текстом. Простые в написании на бумаге, но всегда сложные для того, кто их произносит эти «люблю, прощай» Бутусовым сказаны мудро, емко… Тексты Макса ИвАнова, впрочем, исполнять плохо просто воспрещено. Нужно обладать полной бездуховностью и дебилизмом, чтоб «не въехать» и испохабить. Но и видение всех этих пресловутых вечных «люблю-прощай» у каждого свое. Рассказывают, будто продюсер Василий Гончаров во время записи этой песни пытался поспорить с мэтром: «Ты как-то сдержанно, Слава, поешь эти слова — „люблю, прощай“. У человека же чувства высокие, он расстается с любимой, это трагедия!» — так говорил двадцатьскопейкамилетний Гончаров Бутусову. На что Вячеслав Геннадьевич ответил, похлопав Васю по плечу: «Знаешь, Василий, я многое пережил. И это, поверь мне — не трагедия…». Так это было на самом деле или иначе, но «люблю» у Бутусова получилось в свойственной ему манере исполнения — сдержанно-опытно-мужественным. Скупая мужская слеза, что называется…

Прежде чем удалиться, окончательно бросив слушателя наедине со своими непростыми мыслями, звучит «Выключи компьютер» авторства Дмитрия Иванова, из «ОЛИВЕРТВИСТ». Группа эта «засветилась» в радиоэфире мейнсримовой сладкой мелодией песенки «За руки ловил» на радио «Максимум». Песня для пластинки Бутусова была выбрана тоже легенькая (если другие у «Оливератвиста» имеются). Это — очередное напоминание о том, что не нужно быть «девочкой живущей в сети», а можно жить и шалить и в реале, не портя зрение, психику и трафик. Знакомая еще по песне «Запрещенных Барабанщиков» рифма «таблетка-детка», незатейливый электронный, с применением гитарок, саунд — вполне киношная тема — а ведь этот альбом — и есть саундтрек.

Финальная вещь — «эпическое полотно» «Бесконечность» от Евгения Арутюнова, на заре существования группы Чебоза являющегося, наряду с продюсером «Модели для сборки» Гончаровым, также вокалистом ростовской «Чебозы». Песня была написана сразу после ухода Евгения из Чебозы и представляет собой его собственный взгляд на то, какие песни могла бы писать эта самая Чебоза. Текст наполнен переживаниями заблудившегося в этом большой мире маленького человека, когда даже одеяло, под которое он спрятался от этого шумного мира, кажется бесконечным и готовым поглотить этого человечка под своим толстым слоем мертвой материи. Поскольку и сам фильм, снятый по Кортасару, повествует об одиночестве человека в современной суете мегаполиса, песня эта может считаться главной темой на саундтреке. Она и завершает музыкальный проект Вячеслава Бутусова и создателей этой киноленты, которая еще выйдет на экраны и мы сможем увидеть то, как созданная для фильма музыка воплощена в самой киноработе.

Стоит отметить, что помимо традиционной пиратской версии альбома, вышедшей большим тиражом, к которой создатели не имеют никакого отношения и обещают жестоко карать всех производителей таковой, существует целых три версии издания диска. На фирменный компактный диск вошел и фильм о создании альбома, снятый в студии и средь станций московского метро — где еще, как ни там, можно ощутить это одиночество средь многомиллионной толпы, поняв, порой, что в этом городе ты чужой. На пальцах визуальную составляющую объяснять не стану — требуйте, как говорится, в магазинах аудио-видеопродукции.

#          

Смотрите также:

Новости
Новости
Новости
Новости
Новости
Новости
Новости
Новости

Новости партнеров: