Состоялась пресс-конференция по рок-опере «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты»

Состоялась пресс-конференция по рок-опере «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты»

 

21 ноября 2008 года

На встрече с журналистами выступили:композитор Алексей Рыбников, автор поэтического либретто поэт Павел Грушко, сценограф нового спектакля художник Теодор Тэжик, режиссер Александр Рыхлов, автор аранжировок, рок-музыкант Дмитрий Четвергов, исполнители главных ролей: Светлана Светикова (Тереса), Дмитрий Колдун (Хоакин), Игорь Сандлер (Смерть).

Алексей Рыбников рассказал о том, что является не только автором, но и художественным руководителем всего проекта. «Хочу подчеркнуть: „Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты“ — это не частная антреприза, это госпроект — сообщил Алексей Львович. — Мы начали подготовку к нему два года назад, она шла тяжело, мучительно, мы долго искали главных героев. Всех, кроме Сандлера: будучи знаком с ним не одно десятилетие, я знал, что эту роль сыграет только он. Дима Колдун случайно зашел к Четвергову, я увидел его и понял, что это Хоакин. Милый, застенчивый парень, каким и был наш герой вначале. Поначалу Дима не чувствовал себя драматическим героем, однако в работе с Рыхловым у него все начало получаться. О Светлане Светиковой могу сказать, что ее образ на ТВ обманчив. Такую я бы ее никогда не пригласил, ведь Тереса — глубокий, трагический образ. Но я увидел, как искренне она работает на записи — стали пробовать роль, и у нее получилось. Так что главных героев мне послала судьба. Остальные актеры сформировались в нашем театре, где уже ставились спектакли „Красная Шапочка“ и „Буратино“. Они учились, Жанна Шмакова бесконечно работала с ними по пластике. Наш бэк-вокал научился двигаться, а балетная часть труппы захотела петь. Получилась классическая „мюзикальная“ труппа. Очень важен визуальный ряд. Для мюзиклов существует целый ряд стандартных черт: тяжелые декорации, все идет гладенько. Это очень хорошо. Но у нас — тяжелая рок-музыка. Здесь неуместны красивости, недопустима никакая безвкусица. Надо чувствовать стихию, и мне посоветовали обратиться к Теодору Тэжику. Это автор штучных работ, в том числе и в кино, и у нас все натуральное: натуральное обожженное дерево, специально выделанная кожа — каждый изготовленный им стул можно продавать с аукциона. Стилистика совпала с духом спектакля. При этом визуальный ряд не должен мешать зрителю фокусировать внимание на актерах… А начиналось все в 1975 году, когда поэт Павел Грушко принес Марку Захарову свою работу. Павел дружил с Нерудой, но это не перевод с испанского, это авторские стихи и пьеса Грушко. И Захаров предложил мне сделать „наш ответ“ рок-опере „Иисус Христос Суперзвезда“. Безумная авантюра увенчалась премьерой в 1976 году».

Павел Грушко, сценограф: «Хоакин Мурьета — это латиноамериканский Стенька Разин. Неруда в предисловии к своей драматической кантате о нем написал: „Я был бы рад, если бы он был чилийцем“. Его жена считала, что эти стихи можно играть в театре. Он разрезал их и отдал хору. Правда, у него ни разу не появляются ни Хоакин, ни Тереса. О них только рассказывается. В 1976 году я перевел драматические стихи „Сияние и Смерть Хоакина Мурьеты“ Неруды на русский язык. В таком виде, с музыкой Бориса Рычкова это было поставлено в Драматическом театре им. Лермонтова в Ставрополе; нам, кажется, даже Горбачев жал руки. С Захаровым мы жили в одном доме — кооперативе „Молодежь театра“, там же, где и Анчаров, Визбор. Над Марком и его театром в это время сгущались тучи, не знаю, что было бы с „Ленкомом“, если бы не „Хоакин“. Аверинцев говорил когда-то: „Надо слышать призвук времени“. Владимир Панченко, секретарь ЦК комсомола посоветовал поставить Захарову что-нибудь „общественно-политическое“. И кто-то сообщил ему, что у Грушко есть перевод Неруды. Чилийские товарищи сказали: все, что связано в Нерудой, — это хорошо. Я стал писать пьесу, в которой появилась Смерть, взятая только из названия. Дело пошло, я жил рядом с театром, писал чуть ли не на подмостках. Я сразу „убил“ Тересу, но Захаров попросил: „Пусть поговорят перед смертью“ — у театра свои законы. Получилась целиковая вещь. Я вообще не пишу, например, зонги. А целиковая вещь — это уже опера, а не мюзикл и не оперетта. Это одна из причин, почему музыка из „Хоакина“ не пелась и не игралась на радио. Но мне важнее, чтобы люди выходили со спектакля и говорили: а это стихи были или проза? Обычно около зрительского уха топчутся слова и музыка, подавляя друг друга. Мы с Рыбниковым уступали друг другу дорогу. Для меня большое счастье, что я встретился с этим таинственным, загадочным человеком…

В „Ленкоме“ вещь не принимали 11 раз! Эти люди приходили, молча смотрели и уходили, а потом вызывали к себе, и начиналось… Требовали, например: уменьшить „патологизм смерти Караченцова в сцене изнасилования“, убрать проституток, удлинить платья, усилить борьбу народа… В конце концов мой текст зажил своей жизнью. В прошлом году в техасском Арлингтоне прошла премьера балета „Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты“ — они танцевали под запись с нашей пластинки! С титрами. Причем там же рейджеры-американцы „плохие“, но публика все правильно восприняла. Это же больше экзистенциальная вещь, о жизни и смерти, чем о социальных проблемах».

Дмитрий Четвергов, музыкант: «Моя группа работала в массе проектов — опыт позволил целиком пересмотреть музыку в направлении лаконичности. Там много всего, все жанры соединились — иронические вещи, романтические баллады, джаз, от симфо-рока до жесткого рок-н-ролла. Но современное исполнение исключает замедления и ускорения, смену сложных размеров. Мы представляем „Хоакина“ непрерывной линией рок-музыки».

Света Светикова, исполнительница роли Тересы: «Мне не верится, что я сижу сейчас за одним столом с такими людьми. В 8 лет я впервые выступила с песенкой Красной Шапочки, написанной Алексеем Львовичем Рыбниковым. Моя мама, бывшая в молодости певицей, плакала от того, что я буду петь Тересу — она и не мечтала об этом. Для меня эта работа — прикосновение к чему-то слишком легендарному. Мне сложно существовать в шоу-бизнесе — там очень мало искусства. А здесь — духовное искусство. Это самое важное. Я отказалась от всех проектов, контрактов. Для меня нет ничего выше, чем работать в этом проекте. И я рада за Диму Колдуна, что у него такое в жизни появилось, Он, мне кажется, еще недооценивает того, что произошло».

Дмитрий Колдун, исполнитель роли Хоакина: «На сцене я всегда искал внутреннюю гармонию, искал творчества. И, наконец, нашел. Я увидел в произведении Алексея Львовича то, к чему стремился с самого детства. Это гениальная музыка со всеми чертами, присущими настоящему произведению искусства. Произведение очень эмоциональное, а я — человек закрытый. Но я уверен, все получится. Если бы не был уверен — не рисковал бы».

Игорь Сандлер, исполнитель роли Смерти: «Для меня „Звезда и Смерть“ начались в 1981 году, когда я работал в группе „Интеграл“. Грамматиков пригласил меня сниматься в фильме, где Смерть играл Александр Филиппенко, а я — рейнджера. Я уже тогда был с голой головой, а Филиппенко это у меня „содрал“. А на меня пришлось надеть шляпу, чтобы не было двух одинаковых голов… Эта рок-опера — эпоха в нашей современной музыке. Рок с тех пор очень изменился — теперь все подряд якобы играют рок, и „Звери“ рок, и „Корни“, и мусор всякий… Когда полтора год назад возникла идея возродить „Хоакина“, мы думали даже убрать в подзаголовке слово „рок“, это понятие дискредитировано в наши дни. Но потом решили оставить. Чтобы люди понимали: бывает и нормальный рок. Все мы живем под звездами. Всем свое время. В рок-опере действие происходит во время кризиса, в период Золотой лихорадки, вот и сейчас тоже кризис…»

Александр Рыхлов, автор аранжировок: «Это очень сложное, эмоционально сильное произведение, здесь нет ни одного проходного номера. Взявшись за работу, я искал систему координат — и нашел: надо делать спектакль в любви и согласии. Во время репетиций я ни разу не повысил голос».

Журналисты задали участникам пресс-конференции много вопросов.

- Каков бюджет спектакля?

Алексей Рыбников: «Деньги выбивали очень тяжело. Комитет по культуре Москвы дал больше, чем дает обычно. Но это примерно в 10 раз меньше, чем на „Монте-Кристо“. По московским меркам мало — на все 8 миллионов рублей. Крайне скромно. Со спонсорами вышла осечка из-за кризиса».

- Какова главная мотивировка ремейка?

Алексей Рыбников: «Это неверная постановка вопроса. Надо спрашивать: почему этого спектакля не было все эти годы? Ведь он идет во многих городах России. А в Москве — таинственно исчез. Интернет-форумы показали, что у него до сих пор много поклонников».

- Но у вас же свой театр…

Алексей Рыбников: «Труппа не была достаточно подготовлена, нужен был режиссер и команда. Музыкальные спектакли мало кто ставит. И актеров нет, и продюсеров, и режиссеров. Мы воспитали труппу на „Буратино“ и „Красной Шапочке“».

- Вы настаиваете на том, что «Хоакина» категорически нельзя называть мюзиклом?

Алексей Рыбников: «В рок-опере иная вокальная манера. В мюзикле — более близкая к оперетте. Технические возможности, микрофоны другие. В рок-опере иная громкость, десятки киловатт звука. В мюзикле говорят-говорят, потом поют-поют. У нас все поется от начала до конца. При этом — ни зонгов, ни арий. И настоящее оперное либретто. На мюзикл можно пригласить почтенных гостей, а здесь еще подумаешь…Рок-опера — это резкое, бунтарское искусство».

Вопрос Свете Светиковой:

- В чем для вас главное отличие от мюзикла?

Света Светикова: «Все здесь эмоциональней, масштабней, меньше „мультипликационности“. Для меня удивительно первый раз в жизни чувствовать себя драматической актрисой, переживать, плакать, умирать. В сцене агонии Тересы, где уже действует ее дух, мне сперва хотелось другого звукоизвлечения, но потом я впала в истерику — мне казалось, это невозможно сделать, но все получилось. Для меня определенное удовольствие все это переживать. Но переживание очень тяжелое. Я не профессиональная актриса, я не могу это наиграть, я живу своим сердцем, это трудно».

Алексей Рыбников: «Не надо думать, что спектакль — сплошной грохот. В нем много лирических, тихих мест, все построено на контрастах, и Свете не приходится перекрикивать рок-музыку».

- Означает ли выбор режиссера, что спектакль будет скорее не театральной, а эстрадно-массовой постановкой?

Алексей Рыбников: «Рыхлов — художник видео-арта, сейчас выставляется в Лондоне, номинируется на премию Кандинского. Он физик и художник. Ставил много концертных программ. Мне импонирует нестандартность его мышления. Он мыслит другими категориями. А музыкальных режиссеров у нас вообще сейчас нет».

- Есть информация, что у вас совместный проект с Карденом, который ожидается к премьере «Звезды и Смерти»?

Алексей Рыбников: «Получилось так, что день рождения я справлял в замке Кардена — бывшем замке де Сада. Там есть театр под открытым небом на 1000 зрителей, где идут классические оперы. Он хочет что-то там поставить. Но пока рано говорить об этом подробно. Он должен прийти на премьеру 27 ноября».

- Какова прокатная судьба спектакля?

Алексей Рыбников: «То, что мы сейчас покажем, — это презентация проекта, а не начало коммерческого проката. Активно ведем переговоры о гастролях. В некоторых городах почему-то уже висят афиши».

Вопрос Дмитрию Колдуну:

- От чего вам пришлось отказаться ради этого проекта? И что вы планируете дальше?

Дмитрий Колдун: «Если бы это был мюзикл, я бы, наверное, не смог участвовать. Для меня это не органично. А рок-опера с ее тяжелым звуком, с ее экспрессией — вот что вызвало необъяснимое желание участвовать. Я же никогда не хотел заниматься поп-музыкой, но доверился продюсерам… Рок — это честная музыка, честная работа, не под фонограмму. Это для меня абсолютно некоммерческий проект. Но другой такой возможности не будет. Я отказался от всего, что было до того. Так сильно мое стремление к внутренней гармонии».

Дмитрий Четвергов: «Дима сам пишет песни, замечательные, он в них очень органично, полно раскрывается…»

Вопрос Алексею Рыбникову:

- Как возник образ Смерти? Каков он у вас?

Алексей Рыбников: «Мне было 25 лет, когда я впервые написал Концерт для струнного квартета и оркестра — „Песни и пляски смерти“ под влиянием Мусоргского. Но здесь это образ демонический, это разрушающая сила, провоцирующая людей на убийство друг друга. Она рада, когда ей это удается. У нас это только носитель зла».

Вопрос Игорю Сандлеру:

- Долго ли вы вживались в образ?

Игорь Сандлер: «Смерть — это не страшно. Это просто переход в другую субстанцию. Может быть, там вообще лучше, чем здесь».

Из истории рок-оперы

В середине 70-х Марк Захаров познакомил Алексея Рыбникова с либретто и предложил написать музыку к спектаклю. В 1976 году состоялась триумфальная премьера рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» в Московском театре имени Ленинского комсомола. Хоакина играл Александр Абдулов, Тересу — Любовь Матюшина, Смерть — Николай Караченцов. Спектакль имел феноменальный успех и шел в Ленкоме 18 лет, хотя его 11 раз отклоняла специальная комиссия.

Сейчас постановщики рок-оперы могут осуществить все задумки, которые были невозможны в 70-ые годы. Зрители увидят и берег океана, и пустыню. На сцене установят два вулкана высотой с 3-этажный дом. В финале произойдет настоящее «извержение».

Краткое содержание рок-оперы

Это давняя история славного разбойника, бесстрашного и справедливого Хоакина. В период «золотой лихорадки» в середине XIX века, мечтая разбогатеть, Мурьета направляется из Чили в Калифорнию. На корабле Хоакин встречает ставшую его Звездой Тересу, и друзья венчают пару. В Америке у чилийских эмигрантов возникает конфликт с местными поселенцами. После смерти Тересы Мурьета становится разбойником и мстит за поруганную честь жены, однако в финале гибнет от рук американских солдат-рейнджеров.

Любовь уничтожена людской злобой, золото обращается в прах, мечта о счастье утоплена в потоках крови. Хоакин любил и мстил за поруганную честь… И память о нем живет в сердцах людей.

Премьера рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» пройдет 27 — 30 ноября 2008 г в концертном зале «Мир» города Москвы.

#              

Поделитесь в соцсетях:

Смотрите также:

Электрические коммуникации при организации концерта
Электрические коммуникации при организации концерта

Подготовка сцены и окружающего пространства при организации концертов доставляет много хлопот лицам, ответственным за проведение мероприятия. Необходимо продумать, как сделать площадку безопасной для зрителей, музыкантов и персонала. Приходится также придумывать решения, позволяющие спрятать электрические и другие коммуникации, не причиняя при этом значительных неудобств публике.

Статьи
Выбираем кавер-группу на мероприятие. На что обратить внимание заказчику
Выбираем кавер-группу на мероприятие. На что обратить внимание заказчику

Кавер-группа — это коллектив музыкантов, умеющих создать неповторимую атмосферу и запоминающиеся моменты, которые надолго остаются в памяти гостей. Кроме того, группа должна быть гибкой и способной приспособиться к требованиям заказчика и особенностям мероприятия.

Статьи
Новости
Куда сходить? Как узнать о концертах в России и где купить билеты
Куда сходить? Как узнать о концертах в России и где купить билеты

Концертная индустрия в России стремительно развивается, предлагая музыкальным фанатам широкий выбор выступлений всех жанров и стилей. Однако, при таком обилии мероприятий, может возникнуть вопрос: на какой концерт сходить, где посмотреть афишу? И где купить билеты на концерты в России?

Статьи
Аккорды и текст песни группы Кино «Звезда по имени Солнце»
Аккорды и текст песни группы Кино «Звезда по имени Солнце»

Am, C, Dm, G — эти незамысловатые аккорды песни Звезда по имени Солнце на гитаре известны любому настоящему фанату творчества Виктора Цоя. Написанная в 1989 году легендарным музыкантом и поэтом эта песня стала настоящим хитом в истории советского рока.

Статьи
Умер Александр Градский
Умер Александр Градский

Ушел певец, композитор, мультиинструменталист, поэт, «папа» русского рока. Недавно ему исполнилось 72.

Новости
10 полезных советов тем, кто собирается на концерт
10 полезных советов тем, кто собирается на концерт

Вот и настал долгожданный момент, когда любимая группа приезжает с концертом в ваш город. Билет куплен заранее, вы в отличном настроении и полны волнительного ожидания. Волноваться действительно есть из-за чего: если вы редко посещаете подобные мероприятия, то можете попросту испортить себе вечер, если предварительно не подготовитесь. О том, что нужно учесть при походе на музыкальный фестиваль или рок-концерт, поговорим в этой статье.

Статьи

Новости партнеров: