Чернозем: душевное нашествие в миниатюре

Чернозем: душевное нашествие в миниатюре

Андрей Городецкий  

21 августа 2019 года

Фестивальное движение в России за последние десять лет претерпело очень большие изменения. Большое количество крупных и именитых фестивалей канули в лету... Причины разные, но чаще основной причиной становилось административное давление властей. Небольшие фестивали и сейчас показывают уверенное развитие и прогресс, но к топовым событиям страны все же не приближаются. По-прежнему в лидерах Нашествие, собирающее двухсоттысячную аудиторию. Но нашествие стало в каком-то смысле заложником своей популярности: начиная с истории с военной техникой, заканчивая неспособностью организаторов «переварить» размещение и быт такого количества людей. И если к проблемкам быта на фестивале можно отнестись по-философски, то о ценовой политике этого не скажешь. Простая еда, возможность попить чай и т.п. стоит просто неприличных денег. Альтернативы посетителям нет — при выходе с территории фестиваля нужно приобретать билет заново. В результате, главное приключение лета может быть омрачено массой проблем: очень большие траты, банальная усталость от очередей и расстояний между сценами... В общем Нашествие можно сравнить с концертом любимой группы на стадионе — вроде и был, но был так далеко, что ничего не увидел и плохо услышал... То ли дело увидеть любимую группу в небольшом клубе — где прекрасно видно и слышно, рядом бар и санузлы!

Приблизительно по этой схеме в Тамбове организован фестиваль Чернозем, как некая альтернатива Нашествию. Фестиваль проходит уже пятый год, мы его посетили впервые, и можем поделиться мнением почему он не просто альтернатива Нашествию, а даже лучше! Или... душевней! Ведь слоган Чернозема — «самое душевное событие года»!

Фестиваль проходил с 9 по 11 августа в Тамбове. Площадка фестиваля расположена на окраине города и это оказалось очень удобно — вся городская инфраструктура практически рядом. По заявлению организаторов, фестиваль посетило 37 тысяч человек. И это очень круто — почти не было очередей и пробок, которые так свойственны тому же Нашествию. Особо отметим охрану фестиваля — здесь мы не увидели военизированную армию или всю полицию Тамбова. Да, полиция была, но ровно настолько чтобы быть практически незамеченной.

Теперь о быте и инфраструктуре. Учитывая компактность площадки, все зоны разместились достаточно близко. Палаточный лагерь удивил образцовой расстановкой палаток квартального типа. Это дает возможность без труда в ночное время находить свою палатку и не наступать, пробираясь через чужие. Также зона палаточного лагеря была оборудована умывальниками и душевыми — отличное решение! Очень удивила и порадовала площадка для волейбола на песке. Зона фуд-корта расположена непосредственно рядом с площадкой у сцены. Здесь представлены десятки палаток и вагончиков с огромным ассортиментом еды. И самое важное — все это по очень демократичным ценам! Очень порадовали национальные кухни. Ну где бы мы еще поели удмуртские перепечи? Тут же продавали основной напиток фестиваля пиво. Представлено пиво всего одной местной маркой — «Тамбовский пивовар», и, признаемся честно, это возможно лучшее пиво из тех, кто традиционно становится партером рок-фестивалей. Да и в целом Тамбову с местным пивом повезло. В магазине бутылка «Тамбовского пивовара» стоила 32 рубля! И еще раз повторимся, по вкусу намного превосходит многие сорта, которые в 2 и 3 раза дороже. При продаже пива действовало одно ноу-хау и ограничение: пиво на розлив отпускалось как в тару 0,5 л, так и в разовую бутылку 1,5 л (что оказалось очень удобно), однако, выходить с пластиковой посудой за пределы фуд-корта было нельзя. И здесь мы поддерживаем такое решение, иначе бы поле фестиваля было покрыто очень большим количеством пластика. А для тех, кому важно смотреть концерт с «полторашкой» в руке — это можно было сделать у ограждений фуд-корта, которые выходили фронтально на сцену. По периметру от сцены фестиваля расположились торговые и развлекательные палатки. Здесь проводились спонсорские розыгрыши, различные активности. И традиционная фестивальная торговля — одежда, бижутерия, сувениры и т.п.

Программа фестиваля состояла исключительно из известных команд русского рока. Причем в основном команд «первого эшелона». Можно сказать, такое Нашествие в миниатюре. На двух сценах (главной и малой) за три дня выступило 25 групп и исполнителей. И это действительно оказалось оптимально. Лайн-ап главной сцены начинался каждый день в 15.00 и заканчивался в 23.00, что давало возможность хорошо выспаться, отдохнуть и приготовиться к новому фестивальному дню. Здесь упомянем то же Нашествие, где лайн-ап начинается иногда в 10.00, и после достаточно веселой ночи просто приходится пропускать утренние и дневные выступления. Также отметим, что лайн-апы главной и малой сцены разнесены по времени. Малая сцена активничает в основном в ночное время, и в результате нет перекрестных интересов.

Отличной находкой организаторов стали ведущие главной сцены. Первый день вёл Александр Демидов (Квартет И), второй день Александр Анатольевич (экс MTV) и третий день небезызвестный Юрий Дудь.

Технически по звуку и свету все прошло на высоком уровне. Покритиковать можно только режиссера прямой видеотрансляции на экранах — картинка достаточно часто была не совсем актуальна происходящему на сцене и приоритет иногда смещался на одного-двух музыкантов, хотя видно, что камеры работали со всеми.

Первый день фестиваля открывала местная тамбовская группа Температура тела. Затем отыграли свои сеты F.P.G., LOUNA, Ария, Вадим Самойлов и закрывала день Алиса.

Ария презентовала новый альбом «Проклятье морей». Ну как презентовала — пару песен оттуда сыграли, а остальное нетленные старые боевички. Все же это не сольный концерт.

Самым пронзительным и неожиданным выступлением оказалось у Вадима Самойлова. Просто потрясающая программа была построена по всей истории Агаты Кристи, начиная с первого альбома. И это было просто волшебно! Кстати заметили, что молодая публика ранних песен Агаты вообще не знает и подпевали в основном кто постарше. В некоторых песнях Вадим заметно не вытягивал партии брата, но публика эти моменты прекрасно заменяла.

Из-за некоторого смещения времени по лайн-апу, очень бодро начавшая Алиса также достаточно быстро и бодро завершила. Сыграли мало, Кинчев сделал сет-лист с упором на старые песни, и увы без выхода на бис...

На малой сцене, после закрытия главной, выступали группа 7Б во главе с Иваном Демьяном. Не совсем понятно, почему организаторы увели 7Б на малую сцену, все же группа уровня выступления на главной.

Второй день был немного испорчен погодой. Ветер и морось под вечер несколько портили теплую атмосферу, но не сломили дух настоящих рок-фанатов!

Программа главной сцены второго дня состояла из Анимации, Северного Флота, Amatory, 25/17, Пикника и Гарика Сукачева.

Очень ярко выступили 25/17 и традиционно, Сукачев выложился на все свои 1000%. А вот надеджы на сет-лист Пикника не оправдались — по всей видимости, также из-за опоздания лайн-апа, Шклярский сотоварищи представил весьма скромную программу.

Ночная малая сцена второго дня была отмечена Васей Васиным (Кирпичи) и группой Маша и Медведи, которую пригласили взамен не приехавшей Монгол Шуудан.

В последний, третий день погода порядком наладилась и заключительные аккорды феста были готовы дать Обе-Рек, Мураками, По***фильмы, КняZz, Brainstorm и Мумий Тролль.

Если откровенно, то это был день группы Король и шут. Фанаты орали песни с утра и до поздней ночи. Программа Андрея Князева была построена исключительно на песнях КиШа. И, наверное его и нужно было делать хэдлайнером! Слишком велика у нас любовь к творчеству этой легендарной команды.

Очень здорово отыграли свой сет латыши Brainstorm. Единственная иностранная команда на Черноземе выдала русскоязычную программу, включающую все хиты.

А вот хэдлайнер всего фестиваля Мумий Тролль скорее разочаровал. Была заметна усталость Ильи Лагутенко. Аранжировки многих песен сильно затягивались синтезаторами, Илья пропускал куплеты. Видеотрасляция шла с наложением размытия. В общем далеко не самое лучшее выступление фестиваля. Финальный аккорд с салютом из-за этого получился немного смазанным... Будем надеяться, что Илья придет в форму и еще не раз порадует нас своими песнями.

Итак, наше мнение — Чернозем действительно один из лучших фестивалей в России. И что важно, полностью оправдывает свое слоган — он душевный! Отличная организация, прекрасная программа и только положительные эмоции! Все это вместе, по нашему мнению, лучше того же Нашествия.

Что хотелось бы порекомендовать организаторам? Однозначно расширять программу за счет иностранных команд! Иначе придется каждый год чередовать Арию/Кипелова. Да, это неплохо, но хотелось бы видеть качественное развитие. Очень надеемся сюда вернуться еще и еще, и не один раз!

#              

Смотрите также:

Умер Александр Градский
Умер Александр Градский

Ушел певец, композитор, мультиинструменталист, поэт, «папа» русского рока. Недавно ему исполнилось 72.

Новости
Новости
Новости
Новости
Новости
Статьи
«Поющие динозавры» — уральский рок не по-детски
«Поющие динозавры» — уральский рок не по-детски

Тиранозавр на сцене? Нет, вам не показалось. Рок-группа «Поющие динозавры» из Екатеринбурга — потрясающее музыкальное шоу, аналогов которому нет нигде в России. Разберёмся, что умеют хвостатые музыканты и за что их обожает публика.

Статьи
Александр Добромилов руководитель благотворительного проекта «Акцент на классической музыке»

Осенью 2019 года в Москве стартовал очень масштабный благотворительный проект, с целью популяризации классической музыки среди молодежи под названием «Акцент на классической музыке».

Статьи

Новости партнеров: